Медиа для экспертов
по внутренним коммуникациям
En

Давайте играть по правилам!

Елена Ярыгина

-Но вы же утвердили техническое задание!

-Техническое задание? Мы думали ТЗ — это «точка зрения» и у нас их уже несколько!

Думаю, многие слышали эту шутку. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Сегодня поговорим о том, как верно составлять бриф и техническое задание. О том, как точно определить цель ролика и «попасть» в аудиторию, собрать все вводные данные в начале пути и быть «на одной волне» с подрядчиком. Этот материал для заказчиков.

1. Какова цель вашего видео?

Точно определите цель. Это крайне важно. Без цели будет сложно сформулировать подробное техническое задание и реализовать проект. Нужно понимать, какого эффекта вы хотите достичь. Спросите себя, что действительно нужно: решить какую-либо проблему ваших клиентов, мотивировать сотрудников, увеличить продажи, поддержать бренд, повысить конверсию сайта и так далее.

2. Для кого ваше видео?

Нужно четко выявить аудиторию и максимально подробно описать ее в брифе. Возраст, пол, увлечения. Важно указать степень информированности аудитории о предмете ролика. От этих показателей зависит формат и язык, на котором с ней нужно разговаривать, а также канал коммуникации: телевидение, социальные сети, специализированные сайты и так далее.

3. Чтобы вы хотели включить в ваш ролик?

Опишите максимально подробно то, что вы хотите увидеть в ролике. Локации для съемок, графика, архивные материалы, спикеры для интервью и какие. Часто в крупных компаниях менеджер заполняет бриф на свое усмотрение, указывая лишь общие параметры. Посоветуйтесь со всеми лицами, кто будет «участвовать» в проекте. Соберите все возможные вводные данные от них. Особенно важно получить информацию от того, кто в конечном итоге будет принимать решение. Мы знаем, как это иногда сложно. Тяжело «пробиться» на прием к руководителю и спросить у него, как он видит ролик. Однако если сделать это в начале пути, все дальнейшие этапы пройдут гораздо быстрее и эффективнее. Иногда тот, кто принимает финальное решение, не участвует в разработке технического задания. На этапе сдачи ролика это может стать серьезной проблемой. Иногда мы сталкиваемся даже с тем, что руководитель видит ролик в противоположном ключе и удивляется полученному результату.

4. Какой формат у вашего видео?

Попробуйте описать формат, стиль вашего видео, укажите ссылки на другие ролики, которые вам нравятся. Однако что касается референсов на ролики, то могу с уверенностью сказать, что заказчики и мы-подрядчики смотрим на них по-разному. Референс для нас — это направление, формат ролика, стиль съемки или графики, на который мы можем ориентироваться. Заказчики иногда воспринимают ролики эмоционально, ощущениями, категориями нравится-не нравится конкретный ролик или, например, актеры в нем. Мы сталкиваемся с тем, что заказчики не видят в ролике именно формат. Задача подрядчика максимально подробно объяснить «как это будет», важно «договориться на берегу».

5. Какой бюджет?

Часто мы сталкиваемся с тем, что у нас есть задача по созданию ролика, но нет точного бюджета. Заказчик говорит нам: предоставьте концепции, варианты реализации и сметы, а мы подумаем. Но надо понимать, что идеи, как и варианты ее воплощения очень привязаны к бюджету. Гораздо проще сэкономить время и сразу сказать: «Есть столько-то денег». Так мы сможем сразу отсечь ряд форматов и предложить другие. И это не говорит о том, что они будут менее эффективны. Они будут решать задачу и соответствовать бюджету.

6. Какой дедлайн?

Сроки очень важны. Будьте реалистичны. Иногда кажется, что разработать дизайн или снять какой-либо ролик — быстро и просто. Если вы не знаток процессов создания видео и не знаете, сколько реально времени необходимо на все этапы, посоветуйтесь с теми, у кого уже был опыт работы со студиями. А еще лучше посоветуйтесь с нами. Иногда наши потенциальные клиенты обращаются к нам с вопросом о бюджетах и сроках. У них есть задачи, например, на следующий год, но план они составляют уже сейчас. Очень верный подход. Мы с радостью даем любые консультации, которые помогают нашим клиентам формировать план работы.

7. И главное! Определитесь и будьте последовательны!

Представьте, что вы работаете портным. К вам приходит клиентка и просит вас за месяц сшить платье из черного бархата для важного приема. Вы снимаете мерки, выбираете бархат определённого типа, начинаете работу. Через две недели клиентка приходит на первую примерку, надевает платье и говорит: «Вы знаете, мне кажется, бархат мне не идет и цвет не тот, а мой муж вообще не знал о моем первоначальном выборе и он точно будет против. Вы можете сшить за оставшиеся две недели красное шелковое платье? Но денег у меня больше нет, только та сумма, о которой мы договаривались вначале?».

Итак, вы потратили две недели своего времени, материал, приложили все ваши усилия и умения и теперь должны проделать все тоже самое вновь за свой счет. Скажите честно, вам бы это понравилось? Думаю, нет.

Так вот иногда подобная ситуация возникает в нашей работе по созданию роликов. Клиент в начале пути хочет реализовать одну концепцию, мы утверждаем техническое задание, работаем над сценарием, дизайном и затем случается невероятное. Нас просят сделать все заново с другой концепцией. Сроки при этом могут не меняться. Некоторые искренне не понимают, почему так сложно сделать всего-то две версии дизайна и заново создать сценарий. Но это новая версия и новая работа. Это время и деньги. Определитесь, будьте последовательны, играйте по правилам, которые обсудили в начале. И вы получите качественный ролик точно и в срок. Помните историю о портном и платье!

#чтиво #корпоративное видео
Статьи на тему
Особенности применения видео в корпоративных коммуникациях
Особенности применения видео в корпоративных коммуникациях
Богданов об HR-видео
Богданов об HR-видео
Интервью блогу Apostrophe Media
Будущее корпоративного видео
Будущее корпоративного видео
Мнение международных компаний по результатам исследования «The State of video in the Enterprise 2016» компании Kaltura
Видео в международных компаниях
Видео в международных компаниях
Как используют корпоративное видео в зарубежных компаниях и как это влияет на доходы. Результаты исследования «The State of video in the Enterprise 2016» компании Kaltura из Нью-Йорка