Медиа для экспертов
по внутренним коммуникациям
En

Автор:

  • Надежда Агеева

Редактор:

  • Илья Фирсанов

Журналист — идеальный внутриком

Надежда Агеева пришла во внутренние коммуникации из большой журналистики. До работы в ведущих российских и международных компаниях потребрынка она была корреспондентом и редактором деловых СМИ — «Интерфакса» и РБК. Сегодня Надежда отвечает за внутриком в Группе «Черкизово», крупнейшем производителе мясной продукции в России. Как складывался её профессиональный путь и какую систему коммуникаций с сотрудниками удалось создать, читайте в материале.

Надежда Агеева

Любовь к слову в ДНК нашей семьи

Вся моя семья связана с журналистикой. Папа, хоть он по образованию и авиационный инженер и полжизни проработал в НИИ в Жуковском, ещё в юности занимался в литературной студии «Зелёная лампа». В 90-е он решил попробовать свои силы в журналистике и стал авиационным журналистом, впоследствии его многократно признавали лучшим в этой сфере. Мама по сей день работает в информагентстве «Интерфакс». Любовь к слову присутствует у всех в нашей семье. Я в школе писала сценарии для спектаклей, рассказы, олимпиадные сочинения. Соответственно, у меня не было сомнений, куда идти после школы. На журфак. Куда же ещё?

Украденный пирог и звездный час

Как все начинающие журналисты, я хотела писать про музыку и культуру или как минимум работать на телевидении. Но судьба распорядилась по-иному. Моя первая работа была в Люберецкой газете, я писала репортажи о местных событиях. Именно там у меня случилась первая профессиональная удача, когда я пошла в швейное училище на конкурс пирогов, и там мальчишки из соседнего училища украли пирог-победитель. Bad news is good news! Моя заметка об этом произвела настоящий фурор.

А потом случился поворот, который оказал самое большое влияние на мою карьеру. На первых курсах журфака я попала на практику в «Интерфакс» — к Лидии Павловне Мастеренко. Это культовый журналист в пищевой промышленности, в потребрынке. Она дала мне гораздо больше, чем университет, передала свой опыт и мастерство — недаром у неё такая фамилия. Её знания помогли мне в работе в «Интерфаксе», а потом и при запуске новой газеты «РБК daily», где я возглавляла отдел потребрынков.

Из внутрикома в журналистику и обратно

После РБК началась моя история внутрикома в табачной компании JTI. На тот момент она была лидером российского FMCG-рынка по обороту. Там я познакомилась с западной корпкультурой, которая прививается с первого дня работы и которую разделяют все сотрудники независимо от своей должности.

После шести лет в табачке мне предложили вернуться в РБК на новый проект «РБК Тренды». Я подумала: почему бы нет, интересная концепция, разные темы — от экологии до современных технологий. Но после года работы я поняла, что внутриком успел стать мне ближе. Потому что главное его преимущество — это знание своей аудитории и возможность быть с ней в постоянном контакте. В «Трендах» мы писали классные статьи на сайт, выпускали печатные журналы, снимали видео совместно с РБК ТВ. Но в какой-то момент я пришла к пониманию, что не знаю свою аудиторию, не до конца понимаю, нужно ли ей то, что мы делаем?

Да, в журналистике есть обратная связь, но люди, которые её дают, составляют очень маленькую долю аудитории. Тогда как во внутрикоме у тебя есть возможность постоянно общаться с потребителями твоей информации. Я езжу по офисам и заводам, встречаюсь с людьми, спрашиваю: «А вот это вам нравится, интересно или нет, что бы вы хотели ещё?» Выстраивается двусторонняя коммуникация, а не только ты что-то спускаешь сверху.

При этом внутриком даёт тебе самые разнообразные задачи. Если меня спрашивают, как проходит мой типичный рабочий день, то я отвечаю, что у меня его не бывает. Потому что сегодня я в офисе или на заводе, завтра снимаю видеоролик на гимн компании, а потом еду в гости к Александре Пахмутовой подписывать лицензионное соглашение на музыку. На третий день у нас футбольный матч, на четвёртый — таунхолл с генеральным директором. Такое возможно только во внутрикоме.

Три преимущества журналистов

Почему компаниям выгодно брать во внутриком журналистов? Контент лежит в основе всего. Пишешь ты новость для портала или сценарий для видеоролика, разрабатываешь план мероприятия или стратегию продвижения проекта. Журналисты владеют словом, это первое. Второе — они понимают, что такое дедлайн. Особенно те, кто работал в информагентстве или в ежедневной газете, как я. В компании, к примеру, пишешь какую-то статью, тебе говорят: мы согласуем через неделю. И ты удивляешься: «А что, так можно было?» Потому что когда ты работаешь в ежедневке, то сдача сегодня или никогда. Третье важное качество — это упорство, воля к победе. Когда журналисты находят какой-то инфоповод, они для его подтверждения перелопачивают огромное количество источников и добиваются своего. Три этих составляющих делают журналистов идеальными сотрудниками для внутрикома.

Два главных принципа работы с текстом

И для профессиональных журналистов, и для всех других соискателей должности внутрикома у меня есть тестовые задания, по которым я смотрю, как человек работает с информацией. По материалам, которые он прикладывает к резюме, непонятно, какова его роль в их написании. Ведь есть ещё редактор, после редактора — корректор, которые полную ерунду превратят в конфетку. Поэтому я тестирую кандидатов по собственной системе.

Сначала я знакомлю их с принципом перевернутой пирамиды: когда всё самое главное должно быть написано в первом абзаце, в начале текста. Этот принцип возник ещё тогда, когда газеты набирались вручную на станке, и никто не мог заранее предсказать, какой объём текста влезет на полосу. Поэтому важно было всё самое главное поместить в первый абзац, он-то уж точно влезет. А все, что идёт ниже, — это уже по убыванию важности.

Второй и самый важный принцип — вопросы пять W и один H: Who? (Кто?), What (Что?), Where (Где?), When? (Когда?), Why? (Почему?), How? (Как?). Это те вопросы, на которые должны быть ответы в тексте. Я даю человеку очень большой материал, в котором в сумбурном порядке расположены все факты, и прошу переписать его в соответствии с принципом перевернутой пирамиды и 5W1H.

К сожалению, не все с этим справляются. Но когда я вижу, что человек может обработать большой объём информации так, чтобы понятно его передать, значит, он сможет работать с любыми проектами, делая акцент на самом главном.

Три кита внутрикома: информирование, вовлечение и поощрение

Наша миссия в том, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью семьи «Черкизово». Потому что мы позиционируем себя как семейная компания. Для реализации этой миссии у внутрикома есть три кита, на которых всё держится: информирование, вовлечение и поощрение.

Информирование — это то, что нужно прежде всего самой компании. Донести ключевую информацию, важные посылы до своих сотрудников, чтобы получить от них ответные действия. А вот другие два кита — вовлечение и поощрение — это то, что приносит пользу в первую очередь сотрудникам. У нас проводится много разных праздников, конкурсов, очень развит спорт. Есть свои волейбольные, футбольные команды, проходят чемпионаты. Каждый день на работе становится более радостным для людей. Они обретают больше друзей. В конечном счёте это делает сотрудников лояльнее, помогает удерживать их в компании. Что касается поощрения: мы делаем подарки и детям, и взрослым на Новый год, не забываем 23 Февраля и 8 Марта. Конкурсы тоже проводим с подарками, выпускаем свой мерч. Сейчас мы собираемся запускать онлайн-магазин, где можно зарабатывать и тратить баллы на брендированные товары.

Соцсеть как окно возможностей для каждого

Три года назад мы задумали создать единое цифровое пространство в «Черкизово», куда были бы включены не только офисные сотрудники, но и «синие воротнички». Для них до недавних пор были только информационные доски — при этом рабочих в компании большинство, три четверти.


Интранет «Черкизово» взял золото Russian Intranet Awards 2024 в номинации «Мобильный интранет»

 

С появлением нового портала и мобильного приложения рабочим стали доступны социальная сеть, все корпоративные новости, конкурсы, мероприятия и челленджи, которые мы проводим онлайн. Если говорить о том, какими проектами я горжусь, то это один из них. Я не могу сказать, что все сотрудники сразу кинулись подключаться к мобильному приложению, но тем не менее мы дали всем желающим возможность быть в едином информационном пространстве со всей компанией и участвовать в мероприятиях.


У нас много активных людей именно из рабочей среды, потому что они таких возможностей раньше не имели. Теперь они поняли, что это здорово, интересно. Например, один из амбассадоров нашей соцсети — электрик Алексей. Он настолько обаятельный, что уже влюбил в себя всю компанию. Он пишет песни, поет, мы делаем с ним ролики. Вот что он рассказывает: «Раньше я был просто электриком. Что обо мне знали? Ну вот, мол, Алексей, он электрик, и всё. А теперь благодаря нашей социальной сети люди знают, что я умею, например, фотографировать. Меня приглашают снимать мероприятия. Все теперь знают, что я много путешествую, и ко мне обращаются за советом, куда поехать, что посмотреть». То есть у человека буквально началась новая жизнь, появился новый социальный статус внутри компании, хотя должность у него не изменилась.


Социальная сеть даёт возможность всем, кто живет в разных городах, почувствовать себя частью большой команды «Черкизово», которая работает от Калининграда до Урала и Алтая. Сотрудники создают и ведут группы в соцсети. Например, есть популярные сообщества про кошек, собак или про электрику, где наш специалист рассказывает, как самому поменять лампочку или починить выключатель. Рабочие активно участвуют в спортивных онлайн-челленджах, где главный приз — поездка в Москву. В этом году победители ходили в театр у Никитских ворот на иммерсивный спектакль, где угощают нашей колбасой.

У нас нет потребности доказывать нашу важность

Главное доказательство важности внутрикома — это востребованность. Вот сейчас у нас есть своя соцсеть «Черкизово Старт». Когда мы её только планировали запускать, было понятно, что это будет затратно и сложно с точки зрения интеграции с необходимыми ресурсами. Нас спрашивали: а оно полетит, не заглохнет? И вот уже полтора года она работает. За это время название «Старт» стало нарицательным. Сотрудники так и говорят: «А вот я на „Старте“ видел, там то-то и то-то размещено».

Все наши бизнес-функции представлены в соцсети. У подразделений есть ответственные лица, которые ведут страницы и постоянно их обновляют. К нам каждый день поступают запросы на создание новых страниц для информирования, проведения опросов или внутренних маркетинговых акций.

Ещё у нас есть пятничный дайджест, который автоматически формируется из главных новостей в соцсети. Еженедельно мы получаем запросы от тех, кто хочет попасть в этот дайджест. Сейчас это уже настолько выстроенный процесс, что нам не приходится звонить и просить какую-нибудь новость. В нашу корпоративную газету очередь на год вперёд расписана.

Корпоративную культуру не прочувствовать извне

Мы верим, что коллеги разделяют наши ценности, над которыми мы очень долго работали. Сначала сами, потом с привлечением внешних консультантов. По итогам их работы и тысяч интервью с сотрудниками мы убедились: то, что изначально было разработано внутренней командой, очень точно описывает корпоративную культуру «Черкизово». Наши ценности исходят из букв названия компании: «честность», «единство», «развитие» и т. д.

Черкизово

Наверное, всё-таки корпоративную культуру человеку извне очень сложно прочувствовать, нужно быть внутри, на одной волне со всеми.

Поэтому во внутрикоме мы полностью отказались от подрядчиков для написания статей и других внутренних материалов, мы понимаем, что нам проще это сделать самим, чем потом переделывать за другими людьми, которые нашу жизнь изнутри не знают. В связи с этим, когда я набираю новых людей, я всегда им говорю: мы всё основное делаем сами. Понятно, что когда планируется какое-то большое мероприятие, то его организовывает подрядчик, мы не можем сами батуты надуть или приготовить питание на 1000 человек.

Забота о команде — залог ее развития

Я периодически провожу индивидуальные встречи с каждым членом команды. На них мы обсуждаем, хорошо ли человек чувствует себя в компании, чего бы он ещё хотел и какие боли у него есть. А они, к сожалению, бывают, и далеко не всегда зарплатные. Людей, с которыми у нас есть синергия, я стараюсь удержать любой ценой, я иду им навстречу и решаю многие их вопросы. Мы обязательно ходим на профильные мероприятия всей командой, к примеру, «Ривелти.Конф» каждый год посещаем. У нас есть внутренние тимбилдинги, на которые мы выезжаем всей командой. Мы знакомы с семьями друг друга, и личное общение помогает в работе.

В «Черкизово» собралась лучшая команда внутрикома. Когда мы садимся на брейншторм, мы даже не замечаем, что уже несколько часов прошло, смеемся, накидываем идеи, иногда просто безумные, и реально некоторые из них потом выстреливают.

Черкизово


Готовы поделиться своим опытом с профессиональным сообществом? Напишите Илье Фирсанову, главному редактору Ривелти.Абажур — i.firsanov@rivelty.ru.

 

Правила использования материалов статьи

Любое использование изображений и данных из настоящей статьи возможно только со ссылкой на источник — «Ривелти» — и ссылкой на эту статью —https://abazhur.rivelty.ru/journalist-ideal-intracom/. Не допускается изменение данных и корректировка изображений. Подробнее о правилах использования.

Вам также может быть интересно

#интранет #внутренниекоммуникации #ривелтиконф
Статьи на тему
Люди устали от развлечений и хотят устойчивости
Люди устали от развлечений и хотят устойчивости
Как меняются запросы сотрудников к внутрикому, как с помощью глубинных интервью и комитета по цифровому опыту сэкономить десятки миллионов рублей, какими профессиональными инсайтами запомнился 2024 год
Ривелти.Гайд: экспертный обзор российских ИТ-решений для цифрового комфорта сотрудников с оценкой команды Ривелти
Ривелти.Гайд: экспертный обзор российских ИТ-решений для цифрового комфорта сотрудников с оценкой команды Ривелти
Подробный гид по ИТ-продуктам российского рынка
Кейс «Газпром нефти»: новый инструмент подбора и развития закупщиков
Кейс «Газпром нефти»: новый инструмент подбора и развития закупщиков
Платформа для оценки компетенций соискателей и сотрудников функции «Закупки», оптимизации процессов подбора, адаптации и развития персонала
«Почувствовать, увидеть и услышать людей»: как устроены внутренние коммуникации в петербургском «Теремке»
«Почувствовать, увидеть и услышать людей»: как устроены внутренние коммуникации в петербургском «Теремке»
Корпоративные YouTube-шоу, связь руководитель-сотрудники и важность доверительных отношений в команде