Диджитал-опыт и диджитал-комфорт сотрудников стали ключевыми трендами 2021 для внутренних коммуникаторов, интранет-лидеров и команд по развитию цифровых инструментов для сотрудников. В 51% компаний диджитал-комфорт сотрудников — вошёл в топ-3 приоритета развития на 2021–2022 и — по результатам исследования «Интранет, внутренние коммуникации и диджитал-комфорт сотрудников: опыт 105 компаний России и СНГ». Вопросы создания и проектирования DEX оказалась настолько объемными, неоднозначными и актуальными, что мы даже посвятили им Конференцию неравнодушных коммуникаций Ривелти.Конф — 2021.
Что такое DEX и диджитал-комфорт сотрудников
Диджитал-опыт сотрудников (Digital Employee Experience, DEX) — это все взаимодействия сотрудника с диджитал-инструментами и сервисами компании с момента оформления на работу до увольнения. Это адаптированный перевод определения Джеймса Робертсона, интранет-гуру и международного консультанта, который внес и продолжает вносить огромный вклад в развитие интранет-индустрии в мире.
Диджитал-комфорт сотрудников. Термин ввела в обиход в прошлом году наша команда Ривелти.Интранета. Чтобы дать определение обратились к экспертами из сообщества «Интранет-абажурная» и спикерам Ривелти.Конф. Каждый из них поделился своим пониманием диджитал-комфорта сотрудников. У каждого оно свое, так же как и у любого из нас. Для кого-то это возможность видеть уведомления из всех корпоративных систем в одном месте, для других — возможность приложить телефон вместо пропуска у турникета, для третьих — инструменты совместного брейншторма в онлайне. Приведём здесь несколько примеров, что понимают под диджитал-комфортом эксперты.
Важность диджитал-опыта сотрудников и как DEX изменился под влиянием пандемии
В нашем шестом ежегодном интранет-исследовании Исследование «Интранет, внутренние коммуникации и диджитал-комфорт сотрудников: опыт 105 компаний России и СНГ» мы тоже уделили внимание этим трендам. Ниже коротко расскажу о том, какие сделали выводы.
Первый вопрос, который мы задали: «Как вы считаете, важен ли для вашей компании диджитал-опыт сотрудников?» На что 44% респондентов отметили, что DEX важен, ещё 49% — очень важен. Напрашивается простой вывод: в 95% компаний понимают и признают важность диджитал-опыта сотрудников.
Второй вопрос «Как изменился диджитал-опыт под влиянием пандемии?» В 50% компаний он несколько улучшился, а в 40% — DEX значительно улучшился. Под влиянием негативных явлений, которые в нашей жизни уже два года, есть и позитивные изменения: цифровой опыт сотрудников развивается.
Кто должен драйвить DEX в компании
Большинство считает, что диджитал-опыт сотрудников, в первую очередь, должны развивать внутренние коммуникации (62%), на втором месте — топ-менеджмент (51%), на третьем — ИТ-департамент (43%). В интранет-команду в этой роли верят только 36%. Такой расклад, если анализировать данные в среднем по России и СНГ.
Теперь посмотрим на мнения участников исследования из компаний Лучшей практики: это победители экспертных интранет премий IDWawards и RIawards. По мнению данной выборки у руля развития DEX должен стоять топ-менеджмент (70%), почти в два раза чаще респонденты Лучшей практики верят в интранет-команду (52%).
Диджитал-комфорт разных сотрудников: Россия и мир
Одна из новинок исследования и моя гордость — это оценка уровня диджитал-комфорта шести категорий сотрудников: топ-менеджеры, офисные, мобильные, фронтлайн, а также производственные с компьютером и без.
Чтобы собрать эти данные мы попросили респондентов оценить уровень диджитал-комфорта разных типов сотрудников, которые работают в компании.
Топ-менеджеры
45% топ-менеджеров работают с высоким уровнем диджитал-комфорта, 51% — со средним. В сумме — 96%, в среднем в России топ-менеджеры находятся в диджитал-комфортных для работы условиях.
Офисные сотрудники
У 48% офисных сотрудников высокий уровень диджитал-комфорта, у 42% — средний. У 10% — низкий. В среднем, также как и для топ-менеджеров, можно говорить, что большинство офисных сотрудников работают в комфортных цифровых инструментах.
Производственные сотрудники с доступом к компьютеру
Чаще всего это руководители производственных сотрудников, например, мастера или бригадиры участка, у которых есть доступ к компьютеру. Здесь ситуация поделилась на 3 части: у 30% высокий уровень диджитал-комфорта, у 30% — средний и у 35% — низкий уровень. Две третьих работают комфортно и обеспечены необходимыми для работы диджитал-инструментами, одна третья — требует внимания и, возможно, той самой диджитал-трансформации.
Фронтлайн-персонал
Сотрудники банков, кредитных, страховых организаций, продавцы в ритейле: у 20% — высокий, у 56% — средний уровень диджитал-комфорта, у 26% — низкий. Чуть лучше, чем у производственных сотрудников с компьютерами, но если переложить 26% на число даже только сотрудников ритейла, то это десятки тысяч человек по всей стране. Если работаете в ритейле, то у вас есть все возможности сделать жизнь ваших фронтлайн-сотрудников лучше.
Мобильные сотрудники
Сотрудники без постоянного рабочего места — рабочие, строители, консультанты, мерчендайзеры, курьеры и другие. У 50% из них средний уровень диджитал-комфорта, у вторых 50% — низкий или очень низкий.
Производственные сотрудники без компьютера
Сотрудники шахт, буровых, цехов и других производственных площадок. Здесь самый высокий процент сотрудников с низким и очень низким уровнем диджитал-комфорта — 55%. Только у 7% — высокий, у 37% — средний. Это категория, у которой мы в проектах видим больше всего сложностей — нет единого источника информации и новостей, преобладают слухи, многие отчёты на бумаге, коммуникации с HR через мастера или бригадира, а ознакомление с документами в Головном офисе через 500 км. Эти и многие другие задачи можно перенести в мобильный интранет, изменив в лучшую сторону диджитал-опыт таких сотрудников.
На Ривелти.Конф я приводила такой пример: если посчитать примерное количество сотрудников, которые работают в производственных компаниях России, взяв первые 60, получится примерно 4–6 миллионов. Из них 2,2–3,3 млн человек (55%) ежедневно на работе сталкиваются с низким или очень низким уровнем цифровых инструментов или их полным отсутствием. Если у вас есть возможность изменить работу и жизнь таких сотрудников, создав удобный мобильный интранет, то вам в помощь сработает и эффект низкой базы — показать высокие результаты будет куда легче, чем изменить даже на чуть-чуть уровень диджитал-комфорта для топ-менеджеров или сотрудников в офисе.
Для сравнения России с ситуацией в мире по уровню диджитал-комфорта разных категорий сотрудников мы взяли данные из исследования компании StepTwo, 2021.
Топ-менеджеры: уровень диджитал-комфорта в России значительно выше, нежели в мире. То же самое с сотрудниками офиса — у нас показатели с высоким и средним уровнем диджитал-комфорта выше, чем в среднем по миру.
Фронтлайн-персонал. Россия приятно отличилась: средний уровень диджитал-комфорта примерно в 2 раза выше, чем в мире.
И последняя категория — производственные сотрудники и мобильный персонал. В этих категориях мы совсем не лидера: в 2 раза больше компаний с низким уровнем диджитал-комфорта для таких сотрудников или в 5 раз меньше компаний, у которых высокий уровень диджитал-комфорта.
Здесь остановимся. В следующих статьях:
- полный портрет интранета в России: уровень зрелости, задачи, боли, приоритеты, мобильность, владелец, бизнес-спонсор, ИТ-продукты, посещаемость, интранет-рутина и многое другое.
- портрет интранет-лидера и команды
- диджитал-каналы ВК: популярность vs эффективность для разных аудиторий
Правила использования материалов исследования
Любое использование изображений и данных из настоящей статьи возможно только со ссылкой на источник — «Ривелти.Интранет» и ссылку на эту статью — https://abazhur.rivelty.ru/dex-i-didzhital-сomfort/. Не допускается изменение данных и корректировка изображений. Подробнее о правилах использования.
Вам также может быть интересно
Если вы неравнодушны к интранету, занимаетесь его развитием внутри компании или разрабатываете, внедряете диджитал-продукты для сотрудников, вам будут полезны наши отчеты:
Для интранет-лидера и внутрикома
- средняя оценка состояния интранета и диджитал-каналов ВК по 45 критериям для вашей отрасли — производство, ИТ, ритейл или финансы; если вы работаете в другой индустрии, то портрет интранета в среднем в России и СНГ также по 45 критериям;
- портрет интранета в лучшей практике на базе опыта российских победителей международных интранет-премий;
- диджитал-комфорт 6 категорий сотрудников: топ-менеджеры, офисные, мобильные, фронтлайн, а также производственный персонал с компьютером и без;
- зрелость интранета: от базовой до диджитал воркплейса, в том числе для разных индустрий и Лучшей практики;
- диджитал-каналы внутренних коммуникаций для 6 категорий сотрудников: популярность vs эффективность;
- портрет интранет-лидера: навыки, требования, уровень дохода.
Заказать отчёт для интранет-лидеров и внутрикомов, 60 000 рублей
Для вендора и интегратора
- 4 портрета для отраслей — производство, ИТ, ритейл или финансы, а также полный портрет интранета в России и СНГ. Сравнение по 45 критериям;
- портрет интранета в Лучшей практике — на базе опыта российских победителей международных интранет-премий RIawards и IDWawards;
- диджитал-комфорт 6 категорий сотрудников: топ-менеджеры, офисные, мобильные, фронтлайн, а также производственный персонал с компьютером и без;
- зрелость интранета: от базовой до диджитал воркплейса, в том числе для разных индустрий и Лучшей практики;
- диджитал-каналы внутренних коммуникаций для 6 категорий сотрудников: популярность vs эффективность;
- портрет интранет-лидера: навыки, требования, уровень дохода; приоритеты развития интранета на 1,5 года;
- как оценивают ИТ-интеграторов и на какие задачи привлекают для разных индустрий.