Ozon — одна из крупнейших в России е-commerce-компаний. Сегодня это маркетплейс, где больше 20 000 продавцов предлагают свои товары клиентам по всей стране.
В Ozon работает больше 17 000 сотрудников: это разработчики, бэк-офис, ребята из пунктов выдачи заказов и массовый персонал — сотрудники производственно-сортировочных центров, которые отвечают за хранение, упаковку и отгрузку.
Команда проекта
- Константин Штенников, директор по корпоративным ИТ-системам,
- Ксения Лазукова, менеджер по внутренним коммуникациям (HR),
- Ксения Орлова, ведущий менеджер по коммуникациям (PR),
- 2 сотрудника технической поддержки и 2 разработчика
Сроки проекта
май — ноябрь 2020
Этапы работы
- определили основные пользовательские сценарии сотрудников на Workplace и переложили их на новую платформу;
- составили и начали внедрять коммуникационный план поддержки переезда;
- переехали:
- создали общекорпоративные группы и начали дублировать информацию;
- выявили наиболее активные группы в Workplace и их админов, рассказали им о новой платформе и возможностях;
- создали робота-перевозчика, который помог перенести данные из чатов и групп Workplace на новую платформу;
- отключили Workplace для пользователей
Пользователи
Доступ к ресурсу имеет 85% сотрудников, 40% из них — активные пользователи (сотрудники бэк-офиса, сотрудники пунктов выдачи заказов, небольшая часть ИТ).
Предпосылки и задачи проекта
В 2018 году Ozon начал пользоваться корпоративной социальной сетью Workplace от Фейсбука. Эта платформа похожа на сам Фейсбук: есть живая лента, возможность создания групп и размещения постов, профили с личной и рабочей информацией, общение в чатах.
В мае 2020 мы узнали о том, что Workplace значительно повышает цены: с 3$ за каждого активного пользователя до 4$ за каждого приглашённого. Наши расходы на использование Workplace должны были вырасти на 37–77% в зависимости от продолжительности контракта и индивидуальных скидок.
В это же время в компании для внутреннего пользования разворачивали облачный Microsoft Office 365. Помимо документов, таблиц и других сервисов, в состав нашего пакета входила социальная сеть Yammer и площадка для совместной работы Teams. Было принято решение перейти с Workplace в Yammer, а из Workplace Chat в Teams. Таким образом, в мае 2020 мы стартовали внутренний проект по миграции.
Так выглядит одна из основных групп, где мы рассказываем сотрудникам корпоративные новости
Основные задачи проекта:
- перенести основные данные, накопленные за годы работы (посты, видео, файлы, переписки в чатах);
- сохранить ядро активных пользователей;
- помочь сотрудникам использовать их привычные сценарии на новой платформе.
Решение
Проект состоял из нескольких больших этапов и сочетал в себе перенос контента, обучение и помощь сотрудникам в работе с новыми площадками, информирование сотрудников о ходе проекта и следующих шагах.
Шаг 1. Сохранение пользовательских сценариев
Прежде всего мы хотели понять, каковы основные сценарии работы сотрудников с Workplace есть сейчас и как их можно переложить на новые платформы.
Как сотрудники использовали Workplace:
- Потребляли контент: читали корпоративные новости и посты коллег и реагировали на них комментариями, лайками, репостами. Большое количество сообщений шло от сотрудников HR и коммуникаций: мы рассказывали о происходящем в компании, новых проектах, назначениях, устраивали онлайн-конкурсы и т.д. Сотрудники задавали вопросы или высказывали своё мнение.
- Общались с коллегами в чате Workplace Chat как один на один, так и группами. Сотрудники активно обменивались файлами в чатах и использовали сами чаты, чтобы вернуться к файлам, отправленным раньше. Также работало несколько ботов, решающих практические задачи (например, сбросить пароль от внутренних сервисов и установить новый).
- Создавали группы и размещали сообщения. Например, одной из самых активных и полезных групп было сообщество Alarm, в нём любой сотрудник мог написать сообщение об ошибке в работе сайта и мобильного приложения, проконсультироваться о вопросе клиента или по рабочей проблеме.
- Просматривали живые трансляции мероприятий, задавали вопросы спикерам, смотрели опубликованные записи ивентов. Например, дважды в месяц мы проводим All Hands, куда приглашаем топ-менеджеров или лидеров проектов и направлений, чтобы они рассказали о себе и своих новостях.
- Звонили по видео- и аудиосвязи внутри компании. Для онлайн-встреч мы в основном использовали Google Meet, но короткий звонок на одного или нескольких пользователей было удобно совершить прямо из Workplace Chat.
Проанализировав возможности Yammer, мы поняли, что платформа покрывает большинство наших потребностей: можно создавать группы, писать посты и комментарии, прикреплять файлы и картинки, проводит прямые трансляции с помощью встроенных возможностей сервиса Stream. Есть почтовые уведомления о новых сообщениях в группе и возможность настроить частоту уведомлений под себя. Единственное, чего там не было — это чатов и звонков, для этого мы используем MS Teams.
Шаг 2. Разработка коммуникационного плана
Мы определили, когда, где и что будем рассказывать нашим сотрудникам. Информация должна была быть дозированной и понятной, содержать конкретный посыл к действию и необходимые инструкции. Мы задействовали большинство наших каналов информирования:
- писали посты о переезде в самом Workplace и дублировали в Slack для ИТ,
- по самым важным этапам проекта делали рассылки, чтобы максимально охватить всех заинтересованных,
- повесили в офисах афиши о переезде,
- выступили на внутреннем мероприятии All Hands с рассказом о новых инструментах,
- запустили на платформе дистанционного обучения электронный курс по MS Teams для всех сотрудников.
Пример рассылки о переезде на новый сервис
Шаг 3. Перенос групп, чатов и контента
Мы решили, что нельзя приглашать сотрудников в пустую социальную сеть, поэтому вручную создали все общекорпоративные группы и стали дублировать в них информацию, которую публиковали в Workplace. Так сформировалась лента первых публикаций.
На следующем этапе коллеги из ИТ сделали для нас выгрузку со статистикой существующих групп: количество пользователей, постов, последняя активность, администраторы этих групп. Из этого списка мы выявили топ-30 самых популярных и активных групп, приготовили для них письмо и отправили персонально каждому админу.
Письмо для рассылки администраторам топ-30 самых популярных групп нашей соцсети
Дальше действовали в зависимости от решения администратора: он мог сообщить, что группа уже не актуальна и не нуждается в переносе, что он перенесёт её самостоятельно или ему понадобится помощь.
Последний сценарий был самым трудным: у нас не было решения для автоматического переноса контента, вручную переносить материал не каждый мог себе позволить — это требовало большого количества времени. Мы начали поиск подрядчика на внешнем рынке, кто смог бы сделать интеграцию и автоматически перенести контент, и потерпели неудачу: готовых кейсов и решений на рынке мы не нашли, а время поджимало.
Нас выручили коллеги из ИТ: они написали робота-перевозчика, который забирал информацию из указанных групп и чатов и переносил в недавно созданные группы и чаты в Teams и Yammer.
Чтобы выявить всех желающих перенести контент с помощью робота, мы запустили две анкеты (для чатов и для групп), сотрудники могли оставить свои данные и ждать переноса информации.
Анкета-заявка на автоматический перенос контента с помощью робота
Шаг 4. Отключили Workplace
В ноябре пришла пора прощаться с Workplace. Пользователей отключали партиями: сначала аккаунты сотрудников, которые не пользовались сервисом месяц и больше, затем те, кто не пользовался 2-3 недели. Последними отключили тех, кто использовал Workplace каждый день.
Результат
Мы сэкономили значительную сумму, благодаря использованию сервисов, которые уже входили в наш пакет Office 365.
прежняя стоимость лицензии активного пользователя Workplace
новая стоимость лицензии любого пользователя Workplace
так должны были возрасти расходы на содержание социальной сети для сотрудников Ozon
Смогли сохранить ядро активных пользователей и ведущие группы. Часть из них создатели перенесли вручную, с остальным справился робот-перевозчик. На сегодняшний день 80% выявленных нами популярных групп обжились на новой платформе.
Сохранили пользовательские сценарии: сотрудники публикуют контент, создают группы, общаются в чатах Teams и проводят там онлайн-собрания. Корпоративные мероприятия проходят online в Yammer, их посещаемость также остаётся на прежнем уровне.
Избежали негативного фона: большинство сотрудников восприняло переезд спокойно и с пониманием благодаря своевременному информированию, поддержке пользователей и открытости команды проекта.
Еще интересные кейсы
- Кейс Макси: лучший интранет по итогам Russian Intranet Awards 2021
- Кейс ДОМ.РФ: искусственный интеллект предупредил эмоциональное выгорание сотрудников
- Кейс Газпром нефти: увеличили объём контента от сотрудников до 90%