Подвели итоги ежегодного форума и конкурса Best Intranet Russia-2019. По традиции сделали обзор кейсов-победителей и собрали ключевые тренды в интранете.
Команда Ривелти.Интранета выступала со-организатором конференции, а Елена Богданова была членом жюри Best Intranet Russia в седьмой раз. Елена представила в этом году результаты нашего ежегодного исследования российского интранета. В 2019 году мы побили рекорд — изучили 100+ компаний в сфере производства, ритейла, финансов, IT и не только, поэтому отчет получился объемным.
Часть исследования мы посвятили диджитал-каналам ВК и уже опубликовали в блоге ключевые выводы. Вторую выжимку об интранете опубликуем в июле.
Полный отчет с выступлением мы отправим участникам исследования до середины июля, а для всех остальных опубликуем в блоге в конце года. Если хотите получить раньше, напишите нам на intranet@rivelty.ru. Результаты прошлого года для сравнения читайте здесь.
Награждение на BIR: Елена Богданова и Юлия Большова из Авито
Победители 14-го конкурса Best Intranet Russia Awards
В BIR −2019 года было 4 номинации. Из 20+ заявок жюри отобрали лучших. Итак, герои российского интранета:
Лучшая реализация принципов современного корпоративного портала
Победитель: РЖД
Сервисный портал РЖД — это инструмент для 750 тысяч человек. Он доступен сотрудникам со всех типов устройств: планшета, телефона, персонального компьютера.
Работник легко может найти коллегу, оформить льготные билеты, заказать справки, просматривать остатки отпуска, выбирать путевки, а также обучаться и развиваться. На корпоративном портале доступны 100+ электронных сервисов. Если сотрудник хочет расти, он может самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на любую вакансию или в кадровый резерв. Интранет РЖД персонализирован и автоматизирован: сотрудник может видеть свою статистику по доходам, а информация о нем автоматически загружается в личный профиль.
Социальная сеть Insberra в виртуальной школе «Сбербанка»
Лучший инструмент решения HR-задач и повышения вовлеченности
Победитель: Корпоративный университет «Сбербанка»
Корпоративный университет «Сбербанка» — это учебный портал и мобильное приложение с более чем 100 программами развития, а также персонализированный помощник для руководителей и сотрудников. Основа учебного портала — это база знаний: открытые курсы, записи выступлений, тренажеры, видеоролики и ежемесячные издания SberKnowledge и EduTech.
На платформе действует социальная сеть InSberra, где больше 35 тысяч человек делятся знаниями и достижениями. Электронный университет также доступен пользователям 24/7 на всех устройствах.
Елена Богданова и Ольга Богомолова из аэропорта «Домодедово»
Лучший инструмент коммуникаций и платформа для общения сотрудников
Победитель: Московский аэропорт «Домодедово»
Интранет «Домодедово» — больше чем корпоративный портал. В интранете доступны база знаний, система управления идеями и work-life balance сервисы. Сильнейший компонент интранета — инструменты для коммуникации и совместной работы: блоги, сообщества по направлениям работы и деловая социальная сеть.
Кейс интересен с точки зрения продвижения — команда активно ведет страницу интранета в Инстаграме и обучает сотрудников в офлайне. Сервисом пользуются 13 тысяч сотрудников, регулярно заходят на корпоративный портал 80% сотрудников, а 40% ежедневно становятся авторами контента. В этом году интранет аэропорта «Домодедово» также стал победителем двух международных премий — Intranet & Digital Workplace Awards и Digital Workplace of The Year. Скриншоты корпоративного портала смотрите в нашем предыдущем материале.
Главная страница интранета Avito People
Лучший инструмент Digital Workplace
Победитель: Авито
Команда Авито в своем интранете решила частые боли стартапов: множество разрозненных ИТ-инструментов, кадровые вопросы, которые обрабатываются вручную, и потеря данных во внешних мессенджерах.
Команда создала инструмент, который стал единой точкой входа ко всем инструментам в компании и официальным каналом коммуникации. Avito People логически делится на две части: портальную, где хранится основная информация о коллегах, новости, меню столовой, дни рождения и функциональную с кадровой информацией, списками проектов и заявками. В интранете Авито можно проводить performance review и формировать отчеты. Единый интерфейс и удобство привели в интранет больше 70% сотрудников, а компания сэкономила 31,6 млн рублей.
Главная страница интранета S7Hub
Симпатия жюри — Сибирские авиалинии (S7)
До появления интранета в «Сибирских авиалиниях» основная коммуникация велась через ежеквартальную корпоративную газету. Команда создала инструмент для 11 тысяч сотрудников в России, странах СНГ, Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Она объединила все сервисы для работы и коммуникаций в одном месте.
Корпоративный портал стал единой точкой входа и позволяет решить кадровые вопросы, отслеживать статусы по работе с пассажирами и видеть информацию о полетах. У сотрудников есть возможность комментировать материалы, участвовать в дискуссиях и быть активными пользователями. Наибольшей популярностью пользуются группы: всего их 67, 40 из которых создали сами сотрудники. Ежемесячно его посещает почти 50% сотрудников.
Симпатия жюри — Альфа Банк
Альфа-Мир — это корпоративный портал для 22 тысяч сотрудников в Москве и регионах России. Интранет Альфа-Банка отличает наличие чат-бота Валли, у которого можно спросить, как запланировать отпуск, поставить цели и кому отправить больничный. Он постоянно обучается и доступен сотрудникам 24/7. Команда таким образом сократила время на поиск и разгрузила службу поддержки по HR-вопросам — 15% обращений закрывает Валли.
Интранет банка доступен на всех устройствах, а в мобильном приложении Air есть не только все сервисы, но и чат, где сотрудники оперативно решают рабочие вопросы.
9 трендов в интранет-отрасли
Егор Петров из М.Видео — Эльдорадо про продуктовый подход в реализации проекта
1. Интранет — продукт, а интранет-менеджер — продуктовый менеджер
Результаты нашего исследования показали, что растут требования к интранет-менеджерам. Они должны уметь общаться с ИТ, стратегически мыслить, управлять проектами, понимать технические возможности ИТ-платформы, вести переговоры, уметь писать. Желательно, также обладать знаниями в маркетинге и понимать основы Agile-подхода. Все эти требования актуальны для продуктовых менеджеров в ИТ-компаниях, а значит интранет-менеджер — это уже больше чем внутренний коммуникатор или PR-специалист. Продуктовую методологию в создании интранета, например, используют М.Видео-Эльдорадо и Рамблер.
Юлия Большова из Авито отвечает на вопросы о методологии Customer Development
2. Customer Development
Все больше компаний, особенно в ИТ, предпочитают изучать потребности клиента, чтобы избежать ошибок и финансовых потерь. Создание интранета без учета пожеланий внутреннего клиента — сотрудника — приводит к тому, что реализованный продукт может оказаться ненужным. Метод Customer Development позволяет изучать потребности клиента, но делать это короткими итерациями: команда собирает требования, запускает MVP, показывает аудитории, тестирует, собирает ошибки, потом — дорабатывает, снова показывает аудитории и так далее. Данный подход для реализации интранета использует команда Авито.
Сергей Кашкадамов из НЛМК об организации мобильного доступа в интранет
3. Мобильный доступ
Не во всех компаниях сотрудники обеспечены персональными компьютерами. В офисах могут работать только 20-30% сотрудников как в НЛМК, а большая часть может быть занята на производстве. Как обеспечить доступ в интранет для всех? Правильный ответ — разработать мобильную версию. По результатам нашего исследования у 24% опрошенных уже есть мобильная версия, 40% планируют ее разработать.
Страница сообществ в интранете Банка России
4. User Generated Content и горизонтальные коммуникации
Если раньше контент в интранете публиковали только сотрудники департамента внутренних коммуникаций или PR, и это были 1-2 человека, то сейчас компании формируют ленту по принципу социальных сетей. Для сотрудников не только открылась возможность комментировать и обсуждать новости, но и самим создавать контент. В Рамблере сотрудники могут публиковать новости на любую тему в общей ленте, в НЛМК есть отдельная лента для сотрудников. В Банке России контент рождается в профессиональных сообществах и сообществах по интересам. Сотрудники публикуют блоги, делятся знаниями, реализуют свои идеи, а интранет перестает быть официальным источником информации и становится живой площадкой для дискуссий.
5. Удобные интерфейсы
Все чаще от заказчиков интранета и подрядчиков можно услышать термины UX (User Experience — пользовательский опыт) и UI (User Interface — пользовательский интерфейс). Интранеты стали проектироваться таким образом, чтобы сотрудники могли интуитивно найти нужный раздел, быстро прочитать важную информацию, получить доступ к персональной информации. Роль удобства в интранете отлично понимают в Альфа-Банке, S7 Airlines, Авито, Мail.ru.
Страница блогов в интранете Mail.ru
6. Собственная разработка
Платформы Microsoft Sharepoint, Office 365 и Битрикс в этом году конкурируют с собственной разработкой. Существующие платформы предлагают базовый функционал — для интеграции дополнительных сервисов приходится настраивать площадки под процессы компании. Выбор в пользу собственной разработки сделали Рамблер, S7, Авито, Mail.ru и Альфа-банк.
Страница обучения в виртуальной школе «Сбербанка»
7. Фокус в сторону полезного контента
В интранете «Домодедово» и Корпоративном университете «Сбербанка» ключевой инструмент — управление знаниями. Компании стремятся создавать контент, который будет развивать сотрудников, обучать, давать им рабочие инструменты, которые сэкономят время или позволят улучшить результаты. Интранет стал больше чем корпоративное СМИ, а сотрудники внутренних коммуникаций — больше чем редакторы новостей, которые стараются разнообразить ленту «котиками».
8. Регламент интранета
Только в 21% компаний есть регламент интранета. У 41% нет никаких документов по сопровождению и развитию корпоративного портала и диджитал-каналов ВК. Однако компании начали понимать, что наличие стратегии диджитал-каналов или редполитика интранета сокращают время на согласование и помогают быстро разбираться в сложных ситуациях. Редполитика помогает регулировать частоту публикаций и определять количество инфоповодов. Разработка регламента вошла в этом году в ТОП-10 приоритетов развития интранета на ближайшие 1,5 года. По сравнению с прошлым годом пункт вырос на 8%.
Бейджи в интранете Рамблера
9. Геймификация
Офлайн-конкурсы вновь смещает геймификация в интранете, которая выполняет сразу несколько задач: мотивирует сотрудников, создает общность и здоровую конкуренцию. Игровая составляющая повышает вовлеченность сотрудников, визуализирует их достижения, дает им себя проявить и «разбавляет» скучные задачи. С помощью игр можно объяснять длинные инструкции, регламенты и положения, которые сотрудники не любят читать. В Mail.ru и Рамблере есть внутренняя валюта, которой поощряют сотрудников: сувенирки, вечеринки, конференции, завтраки или отгулы. В своем интранете коллеги используют бейджи — отличительные знаки в профиле, которые выдаются за важные достижения.
Награды конкурса «Best Intranet Russia — 2019»
Благодарности и поздравления
Благодарим организаторов форума и конкурса Best Intranet Russia-2019 — Ольгу Марукову и Викторию Кутузову. От всей команды Ривелти.Интранета поздравляем победителей конкурса «Best Intranet Russia — 2019».
Вам также могут быть интересны статьи:
— Итоги Best Intranet Russia-2018
— Как получить мировое интранет-признание
— Интранет-тренды 2019 от NN/g