Медиа для экспертов
по внутренним коммуникациям
En

Автор:

  • Юлия Дьяченко, Product Owner приложения и корпоративного портала Alfa People

Редактор:

  • Ксения Лазукова

Alfa People – единое приложение для всех внутренних сервисов. Кейс Альфа-Банка

Проект, получивший золото в номинации «Интранет года» на Russian Intranet Awards 2023

Alfa-People

О компании и пользователях

Альфа-Банк — крупнейший универсальный частный банк в России. На протяжении 30 лет занимает ведущие позиции во всех сегментах банковского бизнеса. Альфа-Банк развивается по модели phygital, сочетая цифровые инновации с эффективной сетью физического присутствия.

У банка более 510 офисов в Москве и регионах России, 900 городов с курьерской доставкой и 27 900 своих и партнёрских банкоматов.
Люди — главный капитал банка. Успех компании — тысячи личных и профессиональных успехов каждого. В Альфа-Банке работает 29 000 сотрудников, которых можно разделить на пять категорий


Сотрудники

Профиль интранета

Alfa People — единая точка контакта для всех сервисов, доступных сотруднику. Это HR Tech-продукт в двух форматах: адаптивный веб и мобильное приложение. Перед командой стояла бизнес-задача: создать лучший клиентский опыт во всех процессах, которые находятся вне рабочих задач сотрудника, с помощью единого пространства.

Доступ к Alfa People есть у всех сотрудников. Для кандидатов в приложении реализована отдельная прелогин-зона с ограниченной функциональностью. Там они проходят процесс оформления, могут читать новости и подключаться к мероприятиям.

Alfa People — собственная разработка, поскольку ни одно внешнее решение не удовлетворяло требованиям компании.


О проекте

С переходом на удалённый формат работы стало понятно, что во множестве HR-систем банка сложно разобраться — разрозненных процессов слишком много. Не было единого пространства с доступом ко всем HR- и ИТ-сервисам.

  • Негативный пользовательский опыт. Сотрудники вынуждены были разбираться, в каком сервисе оформляется отпуск, а где необходимо проходить обучение — всё это происходило в разных системах.
  • Прежнее приложение перестало быть актуальным. Оно покрывало только часть необходимой функциональности и было недоступно в магазинах приложений. Процесс установки и авторизации был очень сложным.
  • Внутренние процессы не соответствовали уровню технологичных компаний. Кандидаты, которые пришли из других ИТ-компаний, сравнивали опыт приёма и адаптации с прошлым местом работы и были разочарованы тем, как это устроено в Альфа-Банке.
  • Нет синхронизации в работе HR и ИТ-разработки. У каждого приложения свой заказчик, поэтому интерфейсы не дружат, а интеграция между ними не настроена.

Команда начала реформировать HR-процессы с построения Employee Journey Map (EJM). Расписали сценарии, как сотрудник взаимодействует с сервисами Альфа-Банка, пообщались с теми, кто работает в банке от одной недели до трёх месяцев. Отдельно опросили руководителей, у которых были свои потребности в работе с сервисами.

Перед командой стояли следующие задачи:

  • Актуализация существующего приложения под современный дизайн со всей необходимой функциональностью
  • Создание позитивного пользовательского опыта на базе единой дизайн-системы
  • Доступность приложения в магазинах приложений и простая авторизация
  • Сокращение времени на поиск нужного сервиса для решения задач сотрудников
  • Автоматизация процесса приёма сотрудников с помощью прелогин-зоны в приложении

Выход из ситуации со множеством программ был понятным — создать единую точку входа, чтобы все документы, файлы, заявления, явки и пароли сотрудник и руководитель получал или отправлял в одном приложении.

Теперь пользователям больше не нужно думать, на какой портал или сервис перейти, чтобы посмотреть отпуск или данные по зарплате. Всё находится в едином пространстве.

Alfa people

Данное изображение и другие изображения в статье — объект интеллектуальной собственности. Использование только по письменному разрешению. Подробнее о правилах использования.


Ключевая функциональность

Ключевая функциональность Alfa People — сервисы для сотрудников, которые собраны в едином пространстве. В веб-версии список отображаемых сервисов на главном экране можно настроить под себя, а также добавить в быстрые ссылки часто используемые инструменты, разделы, сайты, например, Jira, Notion, Figma.

Базовая функциональность Alfa People

  • Авторизация через рабочую почту или по номеру телефона
  • Удобный поиск коллег, новостей и подразделений банка
  • Главные новости банка
  • Мгновенный доступ к контактам и звонки в один клик
  • Списки избранных коллег и уведомления об их днях рождениях или отпусках

Ключевые сервисы

  • Запланировать отпуск
  • Получить справку
  • Посмотреть зарплату
  • Согласовать заявку
  • Забронировать парковку или место в коворкинге
  • Посмотреть всё о вознаграждении в сервисе «Мой доход»: статистику, динамику, данные о KPI и квартальной премии
  • Управлять командой через сервис «Пространство руководителя»
  • Выкладывать фото, лайкать и комментировать коллег в фотоленте приложения — сервисе «Моменты»

Список сервисов и функциональности не окончательный, команда постоянно расширяет возможности Alfa People.

Сервисы

Сервис для руководителей по управлению сотрудниками «Моя команда»

В web-версии разработали функциональность для руководителей: автоматизировали процессы и собрали вместе все управленческие сервисы. Теперь руководитель видит всех своих сотрудников на одной странице и может в несколько кликов запустить процессы: повысить зарплату, оформить заявку на подбор.

Начислять премии ему тоже стало удобнее. Раз в месяц автоматически стартует процесс согласования: коэффициент выполнения плана и KPI подсчитывается системой, остаётся поставить оценку и в один клик отправить данные.

Упростился подбор — статус найма, список открытых вакансий, информация по кандидатам, выборка резюме представлены на отдельной вкладке.

Моя команда

Прелогин-зона для быстрого приёма кандидатов

Автоматизировали процесс приёма сотрудников с помощью прелогин-зоны: теперь внутреннее приложение доступно не только для тех, кто уже в команде, но и для кандидатов. У каждого из них есть личный кабинет, где удобно отследить статус приёма, заполнить анкету СЭБ*, посмотреть и принять оффер, загрузить документы для оформления. Кандидат проникается атмосферой Альфы, становится частью комьюнити, читая внутренние новости и посещая онлайн-мероприятия.

Прелогин

Сервис «Мой доход» для удобного отображения данных о зарплате, премиях

Новая функциональность сделала процесс любых начислений прозрачным для сотрудника. В сервисе можно увидеть не только сумму премии, но и оценку руководителя, календарь выплат и расчётный лист, а также данные об общем, среднемесячном и ожидаемом вознаграждении.


Мой доход

Процесс

Чтобы реализовать единую точку входа ко всем сервисам, команда проделала большую работу с внутренними процессами:

  1. Перешли на продуктовый подход в HR-разработке и поставили в приоритет улучшение клиентского опыта
  2. Описали внутренние продукты и сервисы с помощью EJM — Employee Journey Map
  3. Настроили процесс регулярных UX-исследований, чтобы тестировать гипотезы, проверять MVP
  4. Разработали новую архитектуру и перестроили разработку на целевой технологический стек. Многоуровневая архитектура позволила разным сервисам без проблем встраиваться в одно приложение
  5. Внедрили Agile итерациями с адаптацией под себя: работа двухнедельными спринтами, груминги и стендап. Распространили Scrum-framework на квартальное планирование
  6. Создали дизайн-систему в Figma на основе существующих библиотек продуктов Альфа-Банк

Все технологические решения команда реализовывала самостоятельно, поэтому сейчас не зависим от иностранного программного обеспечения. Frontend-часть выполнили на ReactJS, Middle API — на Node.js (NestJS), а под капотом объединили десятки корпоративных систем, которые технологически и по нагрузке отвечают всем запросам.

Для переноса в мобильную версию применяли технологию WebView с доработанным Bridge и перехватом запросов: таким образом не пришлось создавать разные решения для каждой платформы и мы использовали одну разработку для IOS, Android и Web.

Разработка первой версии мобильного приложения заняла один год. В течение всего 2022 года дорабатывали функциональность и добавляли новые сервисы для сотрудников. Таким образом приложение и веб-версия Alfa People максимально приблизились к целевому видению продукта, который планировали на старте.

Web-версию обновили за 6 месяцев: перевели на новую дизайн-систему и сделали фокус на сервисах на главной странице.

Таймлайн

Продвижение

Alfa People web и мобильное приложение — это инструмент ежедневной работы для сотрудников, поэтому остаётся только повышать вовлечённость и рассказывать о работе новых сервисов, которые там появляются. Для этого проводим много конкурсов и информируем о себе во внутренних каналах:

  • Проводим конкурсы: за активность в приложении — лайки и комментарии к новостям и к фото в Моментах, с подарками за фото в Моментах с личным хобби
  • Приняли участие во внутренней премии Alfa Award и выиграли приз CEO. Благодаря ему о продукте узнало больше сотрудников
  • Регулярно добавляем новые полезные сервисы в приложение и веб-версию Alfa People. Рассказываем о них в почте и внутреннем телеграм-канале


Продвижение

Результаты проекта

Благодаря тому, что все сервисы собраны в едином пространстве, удалось значительно улучшить опыт сотрудников банка:

  • Единый клиентский опыт
    Все сервисы созданы на основе единой дизайн-системы. Пользователь не знает, что «под капотом» — SAP, Lotus Notes или что-то ещё
  • Выявляем потребности пользователей
    Сначала проверяем — потом разрабатываем
  • Единая точка доступа ко всем сервисам
    Базируясь на аналитике, на первом экране разместили только самое нужное для пользователя
  • Непрерывно работаем с обратной связью
    Внедрили VoE (Voice of Employee) по основным сервисам

В итоге:

  • В 10 раз сократили время на установку мобильного приложения
  • Скачать и установить приложение можно из любой точки планеты
  • В 1,5 раза улучшили поиск, добавив быстрые результаты
  • Добавили suggests с предзаданным выбором значений
  • В 2 раза сократили скорость доступа к основным сервисам

Результаты

Интранет-команда

Разработка Alfa People ведется по продуктовым командам, каждая из которых ответственна за свой этап Employee Journey Map. Совместно с Client Journey Owner сформировали видение целевого продукта и функционал приложения в web-версии.
Состав команд: продакты, аналитики, дизайнеры, разработчики, тестировщики, архитекторы.


Выученные уроки

  • Быть готовым к изменениям
    Подобные трансформации в HR проходят довольно болезненно, но не бойтесь идти до конца. Проводите больше встреч, синхронизируйтесь со своими стейкхолдерами
  • Исследовать до разработки
    Тестируйте гипотезы, проверяйте MVP и не делайте продукты в отрыве от конечного пользователя
  • Не бояться ошибиться
    Даже если вы провели все исследования, отзывы после использования продукта могут расходиться с ожиданиями. Будьте в контакте со своими пользователями и постоянно улучшайте ваши продукты


Зачем участвовать в Russian Intranet Awards

Участие в премии — это отличная возможность посмотреть на проект со стороны. В процессе заполнения заявки мы подводили итоги работы команды и осознали, как много сделали за небольшой промежуток времени. Оценка жюри и признание экспертами Alfa People интранетом года очень ценны для проекта. Результаты вдохновляют и заряжают развивать продукт дальше.

Альфа-Банк

Отзывы жюри о проекте


Ольга Богомолова
Ольга Богомолова

Высококлассная работа с пользовательским опытом. Задача соответствия внутренних процессов статусу технологичной компании решается ещё и отличным дизайном контента. И в целом дизайн на WOW-уровне, как всегда у Альфа-Банка



Илья Фирсанов
Илья Фирсанов

Максимально широкая функциональность и грамотная проработка. Сделать всё in-house командой — круто! Прелогин зона для кандидатов — огонь! Интересный подход к работе с контентом от сотрудников. Отдельное спасибо за дизайн!



Джакомо Масон
Джакомо Масон

Очень хорошая работа по интеграции приложений! Восхищает внимание к деталям дизайна и потребностям пользователей. Кастомизация функций кажется лёгкой и эффективной. Количество предлагаемых сервисов впечатляет. Отличные результаты, прекрасный процесс вовлечения и продвижения!



Правила использования материалов статьи

Любое использование изображений и данных из настоящей статьи возможно только со ссылкой на источник — «Ривелти.Интранет» — и ссылкой на эту статью — https://abazhur.rivelty.ru/case-alfa-bank/. Не допускается изменение данных и корректировка изображений. Подробнее о правилах использования.


Вам также может быть интересно

#интранет #riawards #интранетшанс #интранеткейсы #цифровой опыт сотрудника
Статьи на тему
Люди устали от развлечений и хотят устойчивости
Люди устали от развлечений и хотят устойчивости
Как меняются запросы сотрудников к внутрикому, как с помощью глубинных интервью и комитета по цифровому опыту сэкономить десятки миллионов рублей, какими профессиональными инсайтами запомнился 2024 год
Ривелти.Гайд: экспертный обзор российских ИТ-решений для цифрового комфорта сотрудников с оценкой команды Ривелти
Ривелти.Гайд: экспертный обзор российских ИТ-решений для цифрового комфорта сотрудников с оценкой команды Ривелти
Подробный гид по ИТ-продуктам российского рынка
Кейс «Газпром нефти»: новый инструмент подбора и развития закупщиков
Кейс «Газпром нефти»: новый инструмент подбора и развития закупщиков
Платформа для оценки компетенций соискателей и сотрудников функции «Закупки», оптимизации процессов подбора, адаптации и развития персонала
«Почувствовать, увидеть и услышать людей»: как устроены внутренние коммуникации в петербургском «Теремке»
«Почувствовать, увидеть и услышать людей»: как устроены внутренние коммуникации в петербургском «Теремке»
Корпоративные YouTube-шоу, связь руководитель-сотрудники и важность доверительных отношений в команде