Наш новый собеседник Валентин Кулявцев участвовал в запуске более 50 корпоративных медиа, а также успел поработать в большой журналистике. Сегодня Валентин — главный менеджер управления корпоративных программ департамента общественных связей в «Норникеле».
Мы встретились и узнали, как устроено приложение для сотрудников «Суперника», и обсудили, как не превратить корпоративное медиа в стенгазету.
Все в одном: как устроено приложение «Суперника»
Сегодня наша ключевая история — «Суперника», стержневой элемент экосистемы внутренних коммуникаций «Норникеля». Она сделана на основе мессенджера, её задача — связывать людей друг с другом. Но при этом «Суперника» — единое окно доступа практически ко всем цифровым сервисам компании — всё в одном.
Благодаря «Супернике» наш портал стал доступен людям, у которых нет компьютера. Раньше мы запустили мобильную версию портала, но она не зашла. Функционал был ограничен, чтобы в неё войти, сотрудникам приходилось придумывать и повторно вводить сложный пароль. Но наработки не пропали зря, мы интегрировали их в «Супернику». При этом у приложения есть и веб-версия — можно пользоваться любым удобным способом.
Если говорить о новостях, то вот как это работает: на главной странице «Суперники» отражается лента новостей компании, в день от двух до пяти. В ту же ленту добавляются новости Заполярного филиала Норильского дивизиона, Кольской ГМК, Быстринского ГОКа. Для удобства пользователей используется функция персонализации: человек на Кольском полуострове в первую очередь видит свои новости, а затем остальные. Аналогично, если вы находитесь в Норильске, Москве.
Есть и отдельные каналы предприятий, проектов. Например, канал молодежной программы «Норникеля» — это большая история с образовательными треками, в ней участвует 70% сотрудников в возрасте до 35 лет.
Вообще же, в «Супернику» вшили всё, что можно, начиная от кадровых запросов и заканчивая меню столовой — больше 40 сервисов. В ближайшее время планируем обновить дизайн — сделаем его более дружелюбным. Появятся новые сервисы: контроль использования и обновления средств индивидуальной защиты, заказ новых; кадровый электронный документооборот; оформление командировок.
Еще одна шикарная история — «Норникель на связи». Сотрудник может задать вопрос руководителю любого уровня — вплоть до вице-президента компании — и быстро получить ответ. Не надо идти к секретарю, сидеть в очереди, стесняться, подбирать слова. Рубрика «Вопрос руководителю» была довольно распространённой в печатных корпоративных изданиях прежде, но ответы приходили с большим опозданием, к тому же количество вопросов было ограниченным. Сейчас можно сказать, что ограничений никаких нет — сервис действует 24/7, ответы приходят индивидуально сотруднику, а если он не против, то публикуются в общем списке.
19 сентября Валентин Кулявцев выступит на Ривелти.Конф с докладом «Экосистема внутренних коммуникаций Норникеля: интранет и суперапп». Регистрация на https://conf.rivelty.ru/. Для участников TG-сообщества Ривелти.Абажурная — скидка 10%.
Незаметно и вкрадчиво: как проходит цифровизация во внутрикоме
Сейчас становятся привычными многие вещи, которые раньше были диковинными. Это произошло постепенно. Если прежде в цеху люди подходили к стойке, чтобы взять газету, то теперь просто берут телефоны и черпают информацию оттуда.
Последняя бумажная версия новостей «Норникеля» вышла в 2019 году. Средний возраст пользователя нашего приложения — примерно 39 лет, так что особых проблем с адаптацией нет. Все привыкли к банковским приложениям, и суть корпоративного приложения в том же: всё, что тебе нужно, есть в телефоне. А сотрудники постарше всегда могут обратиться в колл-центр, где им всё объяснят. К тому же в интеллектуальном плане современные люди долго остаются молодыми.
Иногда останавливаешься, смотришь: батюшки, мы революционную штуку сделали, что дальше — чипы? Но, надеюсь, до этого не дойдёт.
Маленький большой мир: чем внутренние медиа отличаются от внешних
Если смотреть глобально, то отличий нет. Да, набор тем в некотором смысле ограничен, но эти границы всё больше размываются. Обычный журналист пишет про весь мир, корпоративный — тоже про мир, но маленький. У нас, например, свой мир под названием «Норникель»: разные люди, с которыми происходят разные события. И наша задача — подать это ярко и красиво.
Конечно же, в определённом смысле корпоративные медиа конкурируют с внешними. У тех больше тематическая палитра, масштабнее события, наше же преимущество в том, что мы говорим о событиях, которые затрагивают сотрудников непосредственно и касаются их жизни, увлечений, рабочих задач. Важно этим преимуществом правильно распорядиться.
Свежий взгляд: что лучше для корпмедиа — инхаус-команда или аутсорс
Зависит от людей. Иногда агентство на аутсорсе видит работу с текстами так же, как вы, или даже лучше: у них больше кругозор, больше идей и возможностей. Безусловно, в самом начале нужна притирка при подготовке одного-двух номеров или пары месяцев работы с порталом и соцсетями. А дальше, если вы на одной волне, всё устраивается, и вместе вам легко.
Внутренние ресурсы — это тоже хорошо, но в компании мы варимся в собственном соку, и взгляд в какой-то момент замыливается. Необходимо, чтобы кто-то со стороны посмотрел, дал подсказки. А у нас — управляющая роль: погружать в тему, контролировать, следить, чтобы это всё соответствовало корпоративной политике.
Плюс, если говорить про «Норникель», у нас нет полноценной редакции: чтобы были не только журналисты, но и фотографы, видеооператоры, дизайнеры инфографики. Так что к части работы мы в любом случае привлекаем подрядчиков, и я подозреваю, что и в других компаниях так же.
Разрешить тексту быть живым: как не превратить корпмедиа в стенгазету
Во-первых, хочу сказать, что стенгазета — это не так плохо. Например, один из департаментов Главного офиса «Норникеля» делает собственную рассылку о том, чем они живут и как взаимодействуют с другими. Она очень простая и непосредственная, такой эскейп из застёгнутого на все пуговицы корпоративного официоза. Сперва я был одним из главных противников, а потом присмотрелся и подумал: почему нет? Что-то живое, хорошее в этом есть. Можно сделать красивее и богаче, придумать хитрые ходы, но будет не то.
Во-вторых, если всерьез, то надо просто делать всё для людей. Мы в этой профессии на самом деле кто? Не только журналисты, но и толмачи. Переводим с казённого официального языка на человеческий, чтобы было понятно всем и сразу.
В 90% случаев текст, в который ты по-настоящему вложился, оценит даже самый строгий руководитель. И потом, средний возраст руководителей снизился — они шире мыслят, больше понимают про взаимодействие с окружающим миром. Они сами за открытость и доверительную интонацию. Посмотрите, в больших компаниях уже не осталось корпоративных медиа с квадратно-гнездовыми отчётами «о прошедшем мероприятии, на котором был рассмотрен протокол».
Повторю: нужно исходить из того, что наша задача — любую информацию, любую тему, даже самую сложную, сделать увлекательной. Как этого добиться? Сложно сказать, я не люблю и не умею учить. Для меня это всё на кончиках пальцев. Скажу банальные, наверное, вещи: нужно много читать — качественные медиа, хорошие книги, заимствовать идеи. В идеале, конечно, поработать в большом издании, где хочешь-не хочешь, а научишься писать. Профильное образование имеет значение, но я знаю множество людей, у которых его нет, более того — они не гуманитарии совсем, а пишут шикарно.
Готовы поделиться своим опытом с профессиональным сообществом? Напишите Илье Фирсанову, главному редактору Ривелти.Абажур — i.firsanov@rivelty.ru.
Правила использования материалов статьи
Любое использование изображений и данных из настоящей статьи возможно только со ссылкой на источник — «Ривелти» — и ссылкой на эту статью —https://abazhur.rivelty.ru/from-newspaper-to-superapp/. Не допускается изменение данных и корректировка изображений. Подробнее о правилах использования.
Вам также может быть интересно
- Книжная полка для сотрудников-блогеров
- Книжная полка внутрикома: как на коммуникации влияет культурный код
- Человекоцентричность всегда в тренде
- «Главное — забота о читателе»: как устроена работа с контентом для сотрудников в «Самолете»
- Как организовать коммуникации, чтобы сотрудники сами хотели в них участвовать