Это четвертое исследование по опыту использования интранета в России. В этом году мы совершили прорыв — изучили 100+ компаний. Это почти в полтора раза больше того, что мы сделали в прошлом году.
Зачем мы это делаем?
В первый раз, в 2016-м году нас подтолкнула к этой идее нехватка цифр и аргументов, чтобы подтвертить свои гипотезы о развитии интранета в России. Международные исследования не учитывают культурные различия между странами — нельзя сказать, что все, что работает на Западе или в США будет работать и у нас.
Мы решили делать свое исследование. В итоге за 4 года мы накопили большую базу бенчмарк-данных, которые помогли клиентам защитить больше 200 миллионов рублей на развитие интранета.
Это исследование — наш личный вклад в развитие отрасли.
Что мы изучаем?
Все, начиная от задач интранета и команд внутренних коммуникаций, заканчивая болями, платформами, бюджетами на развитие корпоративных порталов. Это полный портрет интранета в России.
Кого мы изучаем?
Участниками этого года стали компании из ритейла, IT, телекоммуникаций, производства, а также банковской и других сфер. В отчете и маленькие компании, где работают до 1000 сотрудников, и гиганты, где работают больше 100 тысяч сотрудников. Основная масса респондентов — специалисты внутренних коммуникаций (55%), меньше — HR (20%) , а также IT (6%) и другие подразделения.
Сколько времени мы тратим на это?
На сбор и обработку данных в этом году мы потратили 200+ часов рабочего и личного времени. Мы могли уделить его семье, друзьям, отдыху, но посвятили его интранету. Поэтому при использовании слайдов в своих материалах мы просим ссылаться на нас, а также не искажать и не изменять данные из отчета.
Что нового в этом году?
Мир меняется, интранет-отрасль трансформируется, поэтому мы:
- добавили новые вопросы о диджитал-каналах коммуникаций. Подборку читайте в нашем предыдущем материале.
- узнали, что мотивирует интранет-менеджеров, какие навыки им нужны и сколько стоят такие специалисты.
- составили портреты корпоративных порталов в ритейле, IT, финансовой и производственной сфере.
- сравнили российские интранеты с мировыми, используя данные нашего партнера по бенчмарку интранетов датской компании IntraTeam.
- поняли, какие технологии в ТОПе в России и спросили, кто сколько готов тратить на интранет.
Самое важное из ежегодного исследования по опыту использования интранета в России
Задачи интранета
Последние 4 года в ТОП задач интранета входят информирование, опросы и анкетирования сотрудников и поиск документов. Тогда как в мире у 80% компаний интранет поддерживает работу сотрудника и решает его бизнес-задачи.
У 44% компаний интранет выполняет функцию единой точки входа к сервисам и коммуникациям. В мире эта цифра в два раза больше.
По сравнению с прошлым годом, поиск документов сместился со второй позиции на третью, а размещение корпоративного видео выросло аж на 12 пунктов.
Боли интранета
Больше половины респондентов (56%) считают, что основная проблема их интранета — отсутствие мобильного доступа. У 45% интранет морально устарел.
В ТОП-5 болей вошла многопортальность. Эта проблема присуща компаниям со сложной IT-инфраструктурой. Наличие нескольких порталов, разные интерфейсы и необходимость каждый раз вводить логины и пароли только ухудшают опыт пользователя.
Неудобный интерфейс, медленная загрузка страниц и плохо работающий поиск — ключевые юзабилити-боли интранета.
Еще один большой и важный блок — контент. У 36% компаний сотрудники не заполняют профили в интранете, у 20% интранет превратился в «свалку» ненужной информации.
Треть компаний страдает от отсутствия инструментов для решения бизнес-задач.
Доступность
Только в половине компаний (53%) России интранет доступен больше, чем для 80% сотрудников. В мире этот показатель на 10 пунктов больше — 62%.
В среднем по России интранет доступен для 73% сотрудников.
Посещаемость
Посещаемость считается высокой, если ежедневно в интранет заходят больше 40% пользователей. В России меньше половины компаний могут похвастаться такими результатами. У 20% компаний вовсе нет инструментов для сбора и анализа посещаемости. У 40% низкая или средняя посещаемость.
У компаний с высокой посещаемостью высокий уровень доступа к интранету, и чаще чем у других есть мобильная версия. Такие интранеты, как правило, победители локальных и международных конкурсов. Больше всего их в банковской сфере — 26%, меньше в ИТ — 20% и 17% в промышленности.
Расходы на интранет
В этом году тратить стали меньше. От 5 до 10 милионов потратили 11% компаний, от 10 до 20 миллионов — 1%.
10+ миллионов на развитие интранета планируют тратить компании, в которых работает больше 10 тысяч сотрудников. Если смотреть по отраслям, в этом году больше всего планировал потратить ритейл — 58% компаний отметили, что потратят до 500 тысяч рублей.
По сравнению с прошлым годом цифры уменьшились, и мы это объясняем тем, что большая часть проектов по реновации прошла в 2018-м году. Результаты Intranet & Digital Workplace Awards и Best Intranet Russia 2019 показали, что крутых интранетов стало больше. Бюджеты этого года, скорее всего, направлены на поддержку и развитие интранета.
Персонализация
У 41% компаний интранет не персонализирован, а треть компаний (31%) только планирует ее внедрять в ближайшем будущем.
По сравнению с прошлым годом разрыв с миром сильно увеличился. В мире почти 90% уже внедрили персонализацию, когда сотрудник в интранете видит тот контент и те инструменты, которые релевантны именно ему — по должности, географии, роли в проекте и подобное. В России же это 26% компаний.
Размер интранет-команды
Средний размер команды интранет-команды в мире в прошлом году составлял 14, в этом — 20 сотрудников на полную ставку. В России команды меньше в 4 раза. У 80% компаний интранетом занимаются до 5 сотрудников.
У 40% компаний развитием и поддержкой интранета занимается 1 или 2 человека. От 3 до 5 специалистов работают в 43% компаний. Больше 6 человек можно увидеть только у 17% компаний.
Причем, это должны быть универсальные специалисты, которые не только умеют общаться с IT и понимать платформу, но и стратегически мыслить управлять проектами, вести переговоры, писать и иметь UX-экспертизу. Стоит такой специалист от 50 до 200+ тысяч.
Технологии
Состав основных платформ для интранета не изменился с прошлого года. Первое место (69%) остается за продуктами Microsoft: разные версии MS Sharepoint и Office 365. Но Office365 в России больше используют не для интранета, а для работы с документами.
На втором месте собственная разработка — ее используют 22% компаний. В мире этот показатель ниже в два раза.
На третьем месте у российских компаний — продукты компании Битрикс (19%).
Мобильность
У 29% компаний уже есть мобильный интранет, еще 40% планируют ее разрабатывать. Это значит, что через 2 года мобильная версия интранета будет уже у 69% компаний.
В мире процент компаний с мобильной версией интранета сильно вырос. Если в прошлом году мы находились на одном уровне, то в этом году мы отстали почти в два раза.
Подрядчики
Половина компаний самостоятельно разрабатывает интранет и его развивает. Другая — привлекает подрядчиков. Основные задачи, на которые привлекают IT-интеграторов — это разработка и внедрения технологического решения (66%), техподдержка (52%) и миграция контента (32%).
Консалтинговые агентства привлекаются для разработки навигации, дизайна, прототипов, брендбука интранета, аудита интранета, обучения сотрудников, а также разработке концепции по реновации интранета.
Оценка эффективности интранета
Самый популярный способ оценки эффективности интранета — учет статистики посещений.
44% считают просмотры, лайки и комментарии, 42% собирают мнения пользователей. Только 12% считают сокращение затрат времени на поиск информации и сокращение временных затрат за счет автоматизации.
Лучшие в России
Кого мы считаем лучшими и чем они отличаются от остальных? Четверть компаний (25%) имеют награды: 21% — призеры Best Intranet Russia и других профессиональных конкурсов, у четырёх компаний есть международные награды. В компаниях-победителях обычно есть интранет-менеджер, они чаще других оценивают эффективность, а сотрудники сами создают и публикуют контент.
В среднем компании выделили на интранет около 3,5 миллионов рублей в этом году.
7 советов по итогам исследования
1. Анализируйте свою целевую аудиторию. Мы советуем не только количественные методы, как опросы и анкетирования, но и качественные — фокус-группы, интервью пользователей и метод персон.
2. Не увеличивайте число каналов, создавайте единую редакцию внутренних коммуникаций и разрабатывайте контент-план, напишите редполитику для всех контент-менеджеров.
3. Разработайте мобильную версию интранета для сотрудников без компьютеров. Вдохновиться можно у НЛМК.
4. Персонализируйте интранет. Создавайте контент и предлагайте инструменты, полезные разным категориям сотрудников, исходя из их потребностей и задач.
5. Сделайте интранет таким же удобным, как сервисы в интернете, которыми вы пользуетесь каждый день. Вдохновляйтесь у Авито.
6. Разработайте правила поведения пользователей, особенно если вы используете внешние соцсети и мессенджеры во внутренних коммуникациях.
7. Вдохновляйтесь зарубежными кейсами и международными экспертами, чтобы черпать новые идеи. Подписаться на них можно здесь.
Хотите получить полную версию исследования?
В полную версию исследования вошли:
- Диджитал-каналы внутренних коммуникаций
- Целевая аудитория
- Задачи интранета
- Боли интранета
- Доступ к интранету
- Посещаемость
- Расходы на интранет
- Лучшие практики
- Портрет интранет-менеджера
- Персонализация
- Интранет-команда
- Контент
- Технологии
- Мобильный интранет
- Подрядчики
- Оценка эффективности
- Приоритеты развития
- Интранет в России и в мире
- Интранет-портреты для ритейла, IT, телекоммуникаций, финансовых и производственных компаний
Стоимость отчета: 36 000 ₽
Хотите приобрести? Пишите на intranet@rivelty.ru.
Участникам исследования мы уже отправили! Готовы принять участие в следующем году и узнать результаты исследования бесплатно и в числе первых? Пишите нам.
Правила использования
Любое использование слайдов и данных из исследования возможно только со ссылкой на источник «Ривелти.Интранет». Не допускается изменение данных и корректировка слайдов для своих нужд.
Вам также могут быть интересны статьи:
— Диджитал-каналы внутренних коммуникаций
— Интранет-исследование 2018
— Как мы работаем