Йонас Бладт Хансен — эксперт по внутренним коммуникациям из Дании. В октябре Йонас приехал в Москву, чтобы выступить на нашем интенсиве и поделиться взглядами на внутренние коммуникации.
Йонас Бладт Хансен в Москве на интенсиве «Внутренние коммуникации»
В чем цель компании
Стать лучшим в мире и заработать как можно больше денег — это не цель компании. Задача должна мотивировать на ежедневную работу, быть четкой и достаточно широкой. Если цель будет узкой, через какое-то время она станет неактуальной. Например, если вы работаете в автомобильной промышленности, целью компании не должно быть создание машины. Через 20–30 лет может наступить момент, когда машины станут неактуальны. И ваша цель потеряет смысл.
Вольво — это не просто автомобили: «Наша долгосрочная цель состоит в том, чтобы к 2020 году в новых Вольво никто не погибал и не получал серьезных травм в случае аварии»
Когда я работал в «Арла Фудс», нашей целью было — создать здоровые пищевые привычки. То есть мы хотели, чтобы люди не просто покупали молоко, а покупали хорошую жизнь. Эта цель давала ежедневную мотивацию. Например, хорошая жизнь для покупателей — это здоровая жизнь. Для фермеров — это много достижений во время производства.
Какими должны быть внутренние коммуникации
Цель внутренних коммуникации — повысить эффективность компании. Для этого нужно сначала выстроить корпоративную культуру, создать комфортные рабочие места сотрудников и создать удобные инструменты, которыми они пользуются. После этого уже можно работать с вовлеченностью и мотивацией.
Внутренние коммуникации должны соответствовать цели компании и направлять действия сотрудников на ее достижение. Для этого нужно предоставить персоналу больше информации о самой компании и ее стратегии.
Например, руководитель одной из компаний, где работал Йонас, собирал команду каждую неделю и показывал им презентацию минимум в 30 слайдов. Спустя четыре года начальник стал проводить презентации по-другому. Большую часть времени он говорил о целях компании и связывать с ней ежедневную работу сотрудников.
Кроме того, важны вознаграждения. Это касается зарплаты и мотивации, которое сотрудники получают от коллег и руководства. Из них складывается личный опыт. Он о том, как происходит взаимодействие в компании, если человек заболевает или вы празднуете годовщину. Все это — возможности для внутренних коммуникаций.
Если сотрудник чувствует себя полноправным участником коллектива и у него есть возможности для роста и развития, то он вряд ли покинет компанию
Будьте креативны. Если вы позиционируете себя как инновационная компания, то очень странно отправлять сотруднику в первый день работы пакет документов с годовыми отчетами, куски информации, документы по конфиденциальности. Лучше отправить ему очки виртуальной реальности, через которые он может познакомиться с компанией в разных форматах.
Также важно думать о впечатлении, которое формируется, если сотрудник все же уходит из компании. Это не всегда конец. Бывший сотрудник может стать послом компании и рассказывать о ней на конференциях. Чтобы поддерживать общение с ушедшими сотрудниками, можно создать в социальных сетях группы. Это облегчит человеку возможность вернуться в компанию, если он захочет это сделать спустя время.
Какие инструменты использовать для внутренних коммуникаций
Выбор инструментов большой. Можно использовать инфографику, виртуальную реальность или другой нестандартный подход к подаче информации. Главное — успеть донести ее за 8 секунд. Это время, которое человек сосредоточен на чем-то одном, потом он теряет концентрацию.
Так как в повседневной жизни много отвлекающих факторов: встречи, вопросы коллег, социальные сети, — внутренние коммуникации не должны надолго отвлекать от последовательной и эффективной работы. Нужно поддерживать в людях способность находиться в рабочем потоке, а не создавать дополнительные отвлекающие факторы. Например, у вашего интранета должны быть уведомления, но обязательно предоставить пользователям возможность их отключить.
В идеале сотрудники должны получать информацию не слишком рано и не слишком поздно. Чтобы понять, как предоставить информацию, нужно создать персоны сотрудников. Йонас работал в компании, которая создала пять таких персон. Они рассказывали, кто они такие и чем занимаются. Это показало, сколько человек работает в компании и как с ними лучше коммуницировать.
В «Арле» сотрудники в соцсетях сами рассказывают о компании. Это вызывает больше интереса, чем стандартные новости
Есть рабочая модель EAST. Ее разработали специалисты из Великобритании. Она о том, какими должны быть инструменты коммуникации.
Easy — простыми. Например, большие сообщения можно разбивать на несколько небольших.
Attractive — привлекательными и интересными.
Social — общественными. Мы должны понимать, от кого идет сообщение, чья это информация.
Timely — актуальными и своевременными.
В дополнение к статье мы сняли два видео после интенсива. На первом — Йонас делится, какие задачи стоят перед внутренними коммуникаторами в будущем:
А на втором рассказывает о жизненном цикле сотрудника: