Как пришла мысль создать свою компанию? Что на это подвигло?
Телевидением я занимаюсь с 13 лет. Начинал в подмосковном Сергиевом Посаде, откуда я родом, с 16 лет работаю в различных студиях Москвы. Сначала был режиссером монтажа в Останкино (первый мой проект — «Рождественские встречи Аллы Пугачевой»), потом работал на канале «Муз-ТВ», далее был Первый канал, приглашали также как специалиста в различные студии. Так продолжалось до 2010 года.
В 2010 году мне стукнуло 25 лет и я подумал: «25 — это уже близко к 30... И что ты сделал в свои годы?» Началась жуткая депрессия — я решил, что пора кардинально что-то менять в жизни. Для начала я решил двигаться вперед самостоятельно: я понял, что именно таким образом смогу реализовать свои желания и возможности. В общем, взял и сделал решительный, жесткий шаг, о чем сейчас нисколько не жалею.
Насколько сложно было основать и поднять компанию? Не было желания все бросить и пойти поработать, например, в Останкино?
Конечно, свое дело — это риск: помимо меня есть еще 25 человек, которые связаны с моей жизнью. Работа, на которую они каждый день ходят, — это на данный момент дело их жизни. И дело это зависит, в том числе, и от меня. Если не будет, скажем, заказов, несущих финансовую стабильность, то это скажется и на моей работе, и на жизнях этих людей. Ведь почти у каждого есть семьи, дети, съемные квартиры, много своих личных забот.
Лучше об этом не думать постоянно: от такой ответственности каждую минуту будешь нервничать и дергаться. Нужна золотая середина: нельзя полностью уходить в материалистичность и ежесекундный анализ, но и в облаках парить тоже не следует.
Иногда, конечно, находит: зачем мне все это нужно, за что мне это, где же это я так нагрешил-то? Но это все происходит на фоне усталости и каких-то эмоциональных переживаний. Как правило, уже на следующий день все хорошо: снова в бой, жизнь прекрасна. Главное, что люди, которые меня окружают, наша команда помогает прийти мне в чувства. Не говорят, конечно: «Эй, ты, соберись, тряпка!» Поддерживают добрыми словами, советами.
Это партнеры по бизнесу?
В том числе это партнеры по бизнесу, но в большинстве это люди, с которыми я общаюсь ежедневно. Это те, с кем я провожу львиную долю времени. Свое дело — это потрясающая возможность реализоваться, двигаться вперед, менять мир, но также это, конечно гиперответственность, требующая самодисциплины, принятия решений и ответственности за эти решения.
Как вырабатываются стандарты качества, которым должна соответствовать компания? За счет чего?
Это сложный вопрос. Например, приходит к нам на собеседование человек, который занимается компьютерной графикой. Я уже с первых секунд могу понять, какого уровня графика в его портфолио — пошлая она или нет. Пошлая не в смысле вульгарная, а в смысле отсутствия четкого стиля — некая мешанина. Не слишком просто и не слишком сложно. Пошло. Как правило, в таких случаях я говорю человеку, что ему нужно еще поработать над стилем.
Получается, что все субъективно?
Абсолютно. Это авторское субъективное мышление. Как я себе представляю продукт высокого уровня, к этому мы и стремимся. Каких-то правил, на что конкретно обращать внимание, нет. Наверное, можно выработать такие правила, но они будут очень поверхностные. Выявлять какие-то закономерности, я стараюсь в своих книгах.
Мне кажется, сфера, в которой мы работаем, визуальная, связана с искусством, с журналистикой — это больше творческая профессия, нежели техническая. Я как руководитель понимаю, как должно быть и к чему мы должны еще идти. Поэтому это все очень субъективно.
По поводу команды. В чем заключается непосредственно твоя работа? Что конкретно ты делаешь каждый день? И что тебе кажется самым важным в твоих ежедневных обязанностях?
Приходится заниматься оперативным управлением: ежедневно подписывать бумаги, утверждать бюджеты, контролировать различные вопросы. Это хозяйственная деятельность.
Основных обязанностей у руководителя видеостудии (да и у руководителя вообще), на мой взгляд, несколько. Во-первых, нужно видеть цель и понимать, как ее достигнуть. Нужно в это русло направлять коллектив ежедневно — эмоционально, прямыми указаниями конкретных шагов, которые помогут двигаться всем в нужном направлении. В общем, я как капитан: знаю и понимаю, куда плыть, ежедневно общаюсь с командой, с клиентами и выстраиваю все так, чтобы наш корабль двигался в нужном направлении.
Конечно, можно поставить вполне понятную цель — заработать денег. Но все это быстро рассыплется. Приличную сумму денег можно заработать и за полгода, но дальше компания будет нежизнеспособна: ты все растеряешь, у тебя будет куча репутационных косяков и люди разбегутся. Я же себе ставлю задачу быть компанией № 1 в России по корпоративным визуальным коммуникациям.
Но если нет объективного критерия оценки качества продукции, то как можно стать компанией № 1? Только благодаря объемам реализуемой продукции?
Тут два момента. Есть успешность и масштабность бизнеса, и здесь все достаточно легко измерить — объемами, продажами, деньгами. Например, можно быть первым по продажам в конкретном сегменте.
Вторая сторона — это лучший продукт. Такого быть в принципе не может: для кого-то из клиентов лучшими будем мы, кто-то сочтет лучше другую компанию. И это не столько касается продукта, сколько общения со студией, потому что до конечного продукта еще надо дойти. С одними клиентами мы находим общий язык сразу, и у нас во взаимоотношениях царят мир и дружба, с другими отношения могут быть прохладными, так как они нас выбрали исключительно за нашу компетенцию.
То есть стать компанией № 1 в сфере видеопроизводства можно стать исключительно за счет объемов?
Я для себя ставлю следующие KPI. Первое — мы должны быть самыми успешными в финансовом плане в своем сегменте. Второе — мы должны понимать, что делаем лучший продукт на этом рынке. Во многом этому способствует обратная связь с клиентами: эффективен ли тот продукт, который мы делаем, решает ли их задачи? Если решает, то они будут приходить к нам снова и снова, будут давать нам рекомендации, следовательно, продукт наш будет продаваться. Если же мы будем делать «пустышку», то у нас не будет ни финансовых оборотов, ни самоудовлетворения.
Как измерить эффективность продуктов, которые делает «Ривелти групп»? Это ведь тоже очень субъективно.
Мне кажется, клиенты только в последние пару лет начали задумываться, для чего им мультимедийные продукты, стали понимать и ставить цель, измерять эффективность. Потратит заказчик на корпоративный фильм, например, 500 тыс. рублей. Повесит видео на сайт, а что дальше-то? В нынешних экономических реалиях заказчики должны совершенно четко понимать, на какой результат вкладывают деньги. В свою очередь, мы, как исполнители, должны четко понимать, как добиться приближенного к идеалу результата, который будет работать. Каждый шаг, каждое действие должно решать задачи, поставленные клиентами.
Тут, кстати, важна все та же обратная связь: мы должны видеть, как отреагировала аудитория, повысились ли продажи, как эффективно обучается персонал посредством учебного фильма? Мы собираем через некоторое время данные и делаем для себя на будущее выводы: что получилось не очень, а что стало наиболее удачной находкой.
Наша работа из просто создания чего-то визуально красивого превращается в консалтинг. Перед началом творческого процесса мы анализируем задание и предлагаем то решение, которое, как мы считаем, станет наиболее эффективным. Снять красивую картинку могут 40% всех видеостудий: привлекаете профессионального оператора и снимаете красивый продукт — куда проще? А вот эффективный продукт, на мой взгляд, могут создать не все — процентов 10 от общего числа видеостудий.
Т. е. смысл задачи всегда остается на первом месте?
Несомненно! Я помню, когда появились фотоаппараты с функцией видеосъемки, я отнесся к этому новшеству волнительно. Раньше наличие у тебя профессиональной камеры было профессиональным преимуществом: ты мог получить хорошую дорогую картинку. Сейчас подобную картинку может получить даже моя бабушка у себя в огороде: возьмет мой фотоаппарат и снимет какой-нибудь живописный цветочек. По техническому качеству это будет абсолютно тот футаж, который раньше могла произвести только профессиональная студия.
Сегодня я, конечно, понимаю, что в фотоаппаратах с функцией видеосъемки нет ничего страшного. Сегодня люди платят уже не за красивую картинку, а за то, чтобы видеопродукт решал их бизнес-задачи.
Что ждет индустрию российского корпоративного видео дальше?
Сейчас уже никого не удивишь навороченной компьютерной графикой и визуальными эффектами. Да, графика впечатляет и хорошо продается, но выгоднее делать живые истории, показывать людей. Документалистика существеннее цепляет аудиторию, потому что мы видим живого человека, сопереживаем его истории. Согласитесь, это лучше, чем какие-то супер-эффекты.
Кстати, в большом кино, наверное, то же самое: фильмы с реальными историями популярнее, чем графический блокбастер. Я думаю, что в корпоративном кино будет такая же тенденция: на первый план выйдут истории, драматургия, герои, режиссура. Из этого всего и будет складываться продукт. Его себестоимость не будет такой же высокой (что меня не очень радует, конечно), как у сложной графической «мути».
Что такое команда «Ривелти»? Как она подбирается?
Команда «Ривелти» самая лучшая в мире. Это очень субъективное восприятие, конечно. Я рад быть в окружении лучших людей, я получаю колоссальное удовольствие от ежедневного общения и работы с ними.
Вообще, подбирать людей очень тяжело: отсмотреть 50 конкретных кандидатур на одну вакансию — это достаточно нелегко. У нас существовала некоторая текучка кадров, но сейчас все стало гораздо стабильнее. Конечно, всегда есть люди, которые предпочитают двигаться дальше после того, как внесли свой вклад в наше общее дело: кто-то уходит в семью, кто-то в кино, кто-то просто уходит.
Почему сложно найти сотрудника?
Я думаю, это философский вопрос. Это как в жизни: до того, как встретишь своего человека, можно долго путешествовать. Я думаю, что жизнь справедлива: рано или поздно ты найдешь то, что нужно, просто для этого требуется время и какой-то иной опыт.
Я выбираю людей, в первую очередь, по человеческим качествам. Было много случаев, когда человек профессионально очень хорош, но он не наш, не вписывается вообще в нашу команду.
А что конкретно с ним не так? Шуток не понимает?
Не припомню у нас никого, кто не понимал бы шуток. Иногда ты сразу не видишь, человек твой или нет. Но проходит время, и все становится на свои места, причем достаточно быстро. В течение месяца, например, можно понять, насколько совпадают ваши взгляды, биоритмы, характеры. Хотя характеров у нас целая палитра! У кого-то был слоган: «Мы такие разные, но все-таки мы вместе!» Это относится и к нашей команде.
Нам нравится то, чем мы занимаемся. Мы делаем это профессионально, нам важен результат, мы стараемся учиться, быть неравнодушными, плюс нам хорошо вместе. Я думаю, из этих моментов и складывается наша команда.
Я могу себе позволить не тратить время на общение и работу с теми людьми, с которыми некомфортно вместе. Раньше, когда я был наемным сотрудником, меня порой ставили в команду с людьми, про которых я думал: «Не надо вам этим заниматься, ну, правда!» Люди часто были хорошие, но дело настолько не их! Или наоборот: замечательный профессионал, но как человек... ну, нельзя так!
Поэтому в «Ривелти групп» мы создаем свой маленький мир, в котором можем себе позволить делать то, что нам нравится и развиваться так, как нам нравится.
О проектах. Какие, на твой взгляд, были самыми интересными за последнее время? Какие из всех направлений тебе наиболее по душе?
Как директору мне должен быть по душе финансовый показатель (Улыбается). А вообще, мне нравится делать то, что никто не делал до нас. Мне нравится претворять в жизнь те проекты, где мы можем и в продукт, и в рынок внести то, чего никто еще не делал. Каждый год у нас появляются такие продукты.
Самым первым стал мультфильм по охране труда для офисных сотрудников, с которым мы победили в Каннах в 2012 году. Это была просто памятка, что нужно делать, когда сработала пожарная сигнализация, когда ты застрял в лифте, когда споткнулся на лестнице. Мы придумали целую мультипликационную историю, где есть персонаж, с которым происходят различные ситуации. Это история человечка, который работает в компании и всех выручает. Основой сюжета и стали правила. В мультфильме присутствуют забавные моменты, его интересно и легко смотреть. С этой работой мы стали первыми в истории России обладателями «Золотого дельфина» в Каннах.
Потом была работа по охране труда для компании «СИБУР». Она была полностью графическая — так тоже никто не делает.
В недавней работе для Московской биржи есть замечательная метафора: лук со стрелой очень живо, эмоционально и хорошо иллюстрируют информацию, которую мы подаем. Мы очень любим всякие смысловые фишечки.
Расскажи про свою мечту.
Я, конечно, могу сказать: «Построить компанию невероятного уровня». Но глобальной своей задачей я считаю умение выстраивать отношения с людьми. Потому что все, что нас окружает, — и бизнес, и личное — оно касается общения людей. Над взаимоотношениями с людьми, я считаю, нужно постоянно работать.
Мое восприятие людей меняется с возрастом. Я понимаю, что нам нужно находить общий язык, что не нужно быть всегда упертым — в общем, нужно научиться общаться. Не может быть всегда так, как хочешь ты, нужны компромиссы. У всех разная кодировка, у всех людей свои шифры, поэтому умение выстраивать отношения — это самое ценное и важное, это то, в чем я должен развиваться.
Как думаешь, почему многие люди не делают, а ждут исполнения своей мечты по 10 лет? Это свойство характера?
Есть такой термин — «прокрастинация» — откладывание на потом. Когда ты ищешь для себя кучу причин не делать что-то. Никогда не будет вовремя. Ни для того, чтобы связать себя узами брака, ни для того, чтобы построить дом... Все нужно делать сразу. Хорошо, что я это понял относительно рано. Если ты понимаешь, чего хочешь, то просто берешь и делаешь. И происходит потрясающее волшебство — все вдруг получается! Было бы желание. Тот, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет — оправдание.
Беседовала Елена Ярыгина