Медиа для экспертов
по опыту сотрудников
En

Автор:

  • Надежда Агеева

Редактор:

  • Илья Фирсанов

Журналист — идеальный внутриком

Надежда Агеева пришла во внутренние коммуникации из большой журналистики. До работы в ведущих российских и международных компаниях потребрынка она была корреспондентом и редактором деловых СМИ — «Интерфакса» и РБК. Сегодня Надежда отвечает за внутриком в Группе «Черкизово», крупнейшем производителе мясной продукции в России. Как складывался её профессиональный путь и какую систему коммуникаций с сотрудниками удалось создать, читайте в материале.

Надежда Агеева

Любовь к слову в ДНК нашей семьи

Вся моя семья связана с журналистикой. Папа, хоть он по образованию и авиационный инженер и полжизни проработал в НИИ в Жуковском, ещё в юности занимался в литературной студии «Зелёная лампа». В 90-е он решил попробовать свои силы в журналистике и стал авиационным журналистом, впоследствии его многократно признавали лучшим в этой сфере. Мама по сей день работает в информагентстве «Интерфакс». Любовь к слову присутствует у всех в нашей семье. Я в школе писала сценарии для спектаклей, рассказы, олимпиадные сочинения. Соответственно, у меня не было сомнений, куда идти после школы. На журфак. Куда же ещё?

Украденный пирог и звездный час

Как все начинающие журналисты, я хотела писать про музыку и культуру или как минимум работать на телевидении. Но судьба распорядилась по-иному. Моя первая работа была в Люберецкой газете, я писала репортажи о местных событиях. Именно там у меня случилась первая профессиональная удача, когда я пошла в швейное училище на конкурс пирогов, и там мальчишки из соседнего училища украли пирог-победитель. Bad news is good news! Моя заметка об этом произвела настоящий фурор.

А потом случился поворот, который оказал самое большое влияние на мою карьеру. На первых курсах журфака я попала на практику в «Интерфакс» — к Лидии Павловне Мастеренко. Это культовый журналист в пищевой промышленности, в потребрынке. Она дала мне гораздо больше, чем университет, передала свой опыт и мастерство — недаром у неё такая фамилия. Её знания помогли мне в работе в «Интерфаксе», а потом и при запуске новой газеты «РБК daily», где я возглавляла отдел потребрынков.

Из внутрикома в журналистику и обратно

После РБК началась моя история внутрикома в табачной компании JTI. На тот момент она была лидером российского FMCG-рынка по обороту. Там я познакомилась с западной корпкультурой, которая прививается с первого дня работы и которую разделяют все сотрудники независимо от своей должности.

После шести лет в табачке мне предложили вернуться в РБК на новый проект «РБК Тренды». Я подумала: почему бы нет, интересная концепция, разные темы — от экологии до современных технологий. Но после года работы я поняла, что внутриком успел стать мне ближе. Потому что главное его преимущество — это знание своей аудитории и возможность быть с ней в постоянном контакте. В «Трендах» мы писали классные статьи на сайт, выпускали печатные журналы, снимали видео совместно с РБК ТВ. Но в какой-то момент я пришла к пониманию, что не знаю свою аудиторию, не до конца понимаю, нужно ли ей то, что мы делаем?

Да, в журналистике есть обратная связь, но люди, которые её дают, составляют очень маленькую долю аудитории. Тогда как во внутрикоме у тебя есть возможность постоянно общаться с потребителями твоей информации. Я езжу по офисам и заводам, встречаюсь с людьми, спрашиваю: «А вот это вам нравится, интересно или нет, что бы вы хотели ещё?» Выстраивается двусторонняя коммуникация, а не только ты что-то спускаешь сверху.

При этом внутриком даёт тебе самые разнообразные задачи. Если меня спрашивают, как проходит мой типичный рабочий день, то я отвечаю, что у меня его не бывает. Потому что сегодня я в офисе или на заводе, завтра снимаю видеоролик на гимн компании, а потом еду в гости к Александре Пахмутовой подписывать лицензионное соглашение на музыку. На третий день у нас футбольный матч, на четвёртый — таунхолл с генеральным директором. Такое возможно только во внутрикоме.

Три преимущества журналистов

Почему компаниям выгодно брать во внутриком журналистов? Контент лежит в основе всего. Пишешь ты новость для портала или сценарий для видеоролика, разрабатываешь план мероприятия или стратегию продвижения проекта. Журналисты владеют словом, это первое. Второе — они понимают, что такое дедлайн. Особенно те, кто работал в информагентстве или в ежедневной газете, как я. В компании, к примеру, пишешь какую-то статью, тебе говорят: мы согласуем через неделю. И ты удивляешься: «А что, так можно было?» Потому что когда ты работаешь в ежедневке, то сдача сегодня или никогда. Третье важное качество — это упорство, воля к победе. Когда журналисты находят какой-то инфоповод, они для его подтверждения перелопачивают огромное количество источников и добиваются своего. Три этих составляющих делают журналистов идеальными сотрудниками для внутрикома.

Два главных принципа работы с текстом

И для профессиональных журналистов, и для всех других соискателей должности внутрикома у меня есть тестовые задания, по которым я смотрю, как человек работает с информацией. По материалам, которые он прикладывает к резюме, непонятно, какова его роль в их написании. Ведь есть ещё редактор, после редактора — корректор, которые полную ерунду превратят в конфетку. Поэтому я тестирую кандидатов по собственной системе.

Сначала я знакомлю их с принципом перевернутой пирамиды: когда всё самое главное должно быть написано в первом абзаце, в начале текста. Этот принцип возник ещё тогда, когда газеты набирались вручную на станке, и никто не мог заранее предсказать, какой объём текста влезет на полосу. Поэтому важно было всё самое главное поместить в первый абзац, он-то уж точно влезет. А все, что идёт ниже, — это уже по убыванию важности.

Второй и самый важный принцип — вопросы пять W и один H: Who? (Кто?), What (Что?), Where (Где?), When? (Когда?), Why? (Почему?), How? (Как?). Это те вопросы, на которые должны быть ответы в тексте. Я даю человеку очень большой материал, в котором в сумбурном порядке расположены все факты, и прошу переписать его в соответствии с принципом перевернутой пирамиды и 5W1H.

К сожалению, не все с этим справляются. Но когда я вижу, что человек может обработать большой объём информации так, чтобы понятно его передать, значит, он сможет работать с любыми проектами, делая акцент на самом главном.

Три кита внутрикома: информирование, вовлечение и поощрение

Наша миссия в том, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью семьи «Черкизово». Потому что мы позиционируем себя как семейная компания. Для реализации этой миссии у внутрикома есть три кита, на которых всё держится: информирование, вовлечение и поощрение.

Информирование — это то, что нужно прежде всего самой компании. Донести ключевую информацию, важные посылы до своих сотрудников, чтобы получить от них ответные действия. А вот другие два кита — вовлечение и поощрение — это то, что приносит пользу в первую очередь сотрудникам. У нас проводится много разных праздников, конкурсов, очень развит спорт. Есть свои волейбольные, футбольные команды, проходят чемпионаты. Каждый день на работе становится более радостным для людей. Они обретают больше друзей. В конечном счёте это делает сотрудников лояльнее, помогает удерживать их в компании. Что касается поощрения: мы делаем подарки и детям, и взрослым на Новый год, не забываем 23 Февраля и 8 Марта. Конкурсы тоже проводим с подарками, выпускаем свой мерч. Сейчас мы собираемся запускать онлайн-магазин, где можно зарабатывать и тратить баллы на брендированные товары.

Соцсеть как окно возможностей для каждого

Три года назад мы задумали создать единое цифровое пространство в «Черкизово», куда были бы включены не только офисные сотрудники, но и «синие воротнички». Для них до недавних пор были только информационные доски — при этом рабочих в компании большинство, три четверти.


Интранет «Черкизово» взял золото Russian Intranet Awards 2024 в номинации «Мобильный интранет»

 

С появлением нового портала и мобильного приложения рабочим стали доступны социальная сеть, все корпоративные новости, конкурсы, мероприятия и челленджи, которые мы проводим онлайн. Если говорить о том, какими проектами я горжусь, то это один из них. Я не могу сказать, что все сотрудники сразу кинулись подключаться к мобильному приложению, но тем не менее мы дали всем желающим возможность быть в едином информационном пространстве со всей компанией и участвовать в мероприятиях.


У нас много активных людей именно из рабочей среды, потому что они таких возможностей раньше не имели. Теперь они поняли, что это здорово, интересно. Например, один из амбассадоров нашей соцсети — электрик Алексей. Он настолько обаятельный, что уже влюбил в себя всю компанию. Он пишет песни, поет, мы делаем с ним ролики. Вот что он рассказывает: «Раньше я был просто электриком. Что обо мне знали? Ну вот, мол, Алексей, он электрик, и всё. А теперь благодаря нашей социальной сети люди знают, что я умею, например, фотографировать. Меня приглашают снимать мероприятия. Все теперь знают, что я много путешествую, и ко мне обращаются за советом, куда поехать, что посмотреть». То есть у человека буквально началась новая жизнь, появился новый социальный статус внутри компании, хотя должность у него не изменилась.


Социальная сеть даёт возможность всем, кто живет в разных городах, почувствовать себя частью большой команды «Черкизово», которая работает от Калининграда до Урала и Алтая. Сотрудники создают и ведут группы в соцсети. Например, есть популярные сообщества про кошек, собак или про электрику, где наш специалист рассказывает, как самому поменять лампочку или починить выключатель. Рабочие активно участвуют в спортивных онлайн-челленджах, где главный приз — поездка в Москву. В этом году победители ходили в театр у Никитских ворот на иммерсивный спектакль, где угощают нашей колбасой.

У нас нет потребности доказывать нашу важность

Главное доказательство важности внутрикома — это востребованность. Вот сейчас у нас есть своя соцсеть «Черкизово Старт». Когда мы её только планировали запускать, было понятно, что это будет затратно и сложно с точки зрения интеграции с необходимыми ресурсами. Нас спрашивали: а оно полетит, не заглохнет? И вот уже полтора года она работает. За это время название «Старт» стало нарицательным. Сотрудники так и говорят: «А вот я на „Старте“ видел, там то-то и то-то размещено».

Все наши бизнес-функции представлены в соцсети. У подразделений есть ответственные лица, которые ведут страницы и постоянно их обновляют. К нам каждый день поступают запросы на создание новых страниц для информирования, проведения опросов или внутренних маркетинговых акций.

Ещё у нас есть пятничный дайджест, который автоматически формируется из главных новостей в соцсети. Еженедельно мы получаем запросы от тех, кто хочет попасть в этот дайджест. Сейчас это уже настолько выстроенный процесс, что нам не приходится звонить и просить какую-нибудь новость. В нашу корпоративную газету очередь на год вперёд расписана.

Корпоративную культуру не прочувствовать извне

Мы верим, что коллеги разделяют наши ценности, над которыми мы очень долго работали. Сначала сами, потом с привлечением внешних консультантов. По итогам их работы и тысяч интервью с сотрудниками мы убедились: то, что изначально было разработано внутренней командой, очень точно описывает корпоративную культуру «Черкизово». Наши ценности исходят из букв названия компании: «честность», «единство», «развитие» и т. д.

Черкизово

Наверное, всё-таки корпоративную культуру человеку извне очень сложно прочувствовать, нужно быть внутри, на одной волне со всеми.

Поэтому во внутрикоме мы полностью отказались от подрядчиков для написания статей и других внутренних материалов, мы понимаем, что нам проще это сделать самим, чем потом переделывать за другими людьми, которые нашу жизнь изнутри не знают. В связи с этим, когда я набираю новых людей, я всегда им говорю: мы всё основное делаем сами. Понятно, что когда планируется какое-то большое мероприятие, то его организовывает подрядчик, мы не можем сами батуты надуть или приготовить питание на 1000 человек.

Забота о команде — залог ее развития

Я периодически провожу индивидуальные встречи с каждым членом команды. На них мы обсуждаем, хорошо ли человек чувствует себя в компании, чего бы он ещё хотел и какие боли у него есть. А они, к сожалению, бывают, и далеко не всегда зарплатные. Людей, с которыми у нас есть синергия, я стараюсь удержать любой ценой, я иду им навстречу и решаю многие их вопросы. Мы обязательно ходим на профильные мероприятия всей командой, к примеру, «Ривелти.Конф» каждый год посещаем. У нас есть внутренние тимбилдинги, на которые мы выезжаем всей командой. Мы знакомы с семьями друг друга, и личное общение помогает в работе.

В «Черкизово» собралась лучшая команда внутрикома. Когда мы садимся на брейншторм, мы даже не замечаем, что уже несколько часов прошло, смеемся, накидываем идеи, иногда просто безумные, и реально некоторые из них потом выстреливают.

Черкизово


Готовы поделиться своим опытом с профессиональным сообществом? Напишите Илье Фирсанову, главному редактору Ривелти.Абажур — i.firsanov@rivelty.ru.

 

Правила использования материалов статьи

Любое использование изображений и данных из настоящей статьи возможно только со ссылкой на источник — «Ривелти» — и ссылкой на эту статью —https://abazhur.rivelty.ru/journalist-ideal-intracom/. Не допускается изменение данных и корректировка изображений. Подробнее о правилах использования.

Вам также может быть интересно

#интранет #внутренниекоммуникации #ривелтиконф
Статьи на тему
Оценки номинантов и победителей Russian Employee Experience Awards 2025
Оценки номинантов и победителей Russian Employee Experience Awards 2025
В статье опубликованы оценки победителей и финалистов премии REXawards 2025
Итоги исследования Ривелти и Банка ПСБ «Коммуникации и цифровой опыт сотрудников в межпоколенческих командах»
Итоги исследования Ривелти и Банка ПСБ «Коммуникации и цифровой опыт сотрудников в межпоколенческих командах»
Результаты десятого юбилейного Ривелти.Исследования 2025
Итоги главной премии по цифровому опыту сотрудников Russian Employee Experience Awards 2025
Итоги главной премии по цифровому опыту сотрудников Russian Employee Experience Awards 2025
Подведены итоги премии REXawards 2025. Встречайте победителей!
Спикеры Ривелти.Конф 2025
Спикеры Ривелти.Конф 2025
Представляем спикеров Ривелти.Конф: основных докладов, мастер-классов, ведущих демо интранетов финалистов REXAwards 2025. Это люди, которые формируют будущее отрасли, устанавливают высокие стандарты и вдохновляют своим глубоким знанием и опытом