Медиа для экспертов
по внутренним коммуникациям
En

Авторы:

  • Алия Мусаева
  • Дарья Туровская

Редактор:

  • Илья Фирсанов

Цифровая «Ёлка возможностей»: как в Яндексе вовлекают сотрудников в благотворительность

В Яндексе уже несколько лет существует новогодняя благотворительная традиция под названием «Ёлка возможностей». На виртуальной ёлке собраны проекты на стыке благотворительности и образования. Каждый сотрудник может выбрать проект и поддержать его на комфортную сумму. Компания удваивает пожертвования сотрудников и отправляет в фонды.

Мы поговорили с продюсерами общекорпоративных событий и спецпроектов Яндекса – Алией Мусаевой и Дарьей Туровской. Они рассказали о том, как работает такая система и как сделать из благотворительной инициативы win-win историю.

С чего всё началось

Весной 2020 года у Яндекса появился благотворительный фонд «Помощь рядом». Изначально мы концентрировались на вызовах, которые создала пандемия коронавируса. Мы помогали с доставкой гуманитарной помощи, перевозили врачей. После окончания пандемии фонд сосредоточился на поддержке НКО и сектора благотворительности в целом.

Примерно в это же время мы задумались, как можем помогать нашим коллегам участвовать в благотворительных проектах. Уже тогда мы знали, что у сотрудников есть запрос на такие активности. Часть из них волонтёрила или переводила пожертвования в фонды, и для них было важным, чтобы такие проекты поддерживались компанией. Другим было сложно определиться, кому помогать, но было большое желание это делать.

Что нужно учесть и от чего отказаться

Даже если большинство сотрудников хочет поддержать благотворительные инициативы, компании всегда нужно выстраивать филантропию вокруг нескольких базовых принципов. Один из них – это добровольность. Отсутствие выбора может вызвать негатив и даже навсегда отвернуть человека от темы.

Кроме того, нужно обдуманно выбирать форматы помощи. И в этом вопросе лучше довериться профессионалам — например, благотворительным организациям. Так, популярный сбор подарков на Новый год в детские дома эксперты считают устаревшей и даже вредной практикой — дорогие презенты от незнакомых людей не избавляют детей от чувства одиночества.

Ещё один важный фактор — прозрачность. Сотрудникам всегда интересно, куда пойдут средства и на что их потратят. А многим важно видеть в благотворительности не только свой вклад, но и усилия компании (в том числе — финансовые).

Как появилась «Ёлка возможностей»

Тестируя благотворительные инициативы внутри Яндекса, мы старались учитывать все перечисленные факторы. Первые мероприятия были неидеальными. Например, сначала у нас были только офлайн-активности, в которых не могли участвовать удалённые сотрудники.

Мы стремились создать формат, который стал бы доброй традицией для всех, кто работает в Яндексе. А также охватывал разные темы, давал выбор и поддерживал системные проекты. Игрушки или одежда — это всегда подарки на время, из них вырастают, они ломаются и изнашиваются. А нам хотелось передавать что-то, что останется надолго — например, полезные навыки и знания, которые пригодятся в жизни.

Примерно через два года у нас сформировался оптимальный формат — новогодняя акция «Ёлка возможностей». Каждый год мы выбираем фонды — их отбором занимаются коллеги из «Помощи рядом». Все благотворительные организации проходят обязательную проверку по множеству параметров, включая публикацию финансовых отчётов и результатов деятельности.

Затем мы рассказываем про проверенные фонды и их проекты коллегам с помощью лендинга с нашей диджитальной елкой.

У участников простой пользовательский путь — нужно нажать на любой из подарков, из которых собрана ёлка. Откроется окошко с дополнительной информацией о проекте — она поможет принять решение. Пользователь решает, какой проект хочет поддержать и сколько готов выделить на пожертвования. Все пожертвования сначала поступают в фонд «Помощь рядом» вместе с вкладом от Яндекса, а затем перечисляются благополучателям.

У каждого проекта есть целевая сумма. Мы всегда ставим небольшие, достижимые цели — в том числе и для того, чтобы люди видели, что их вклад реальный и измеримый. Например, оплата курса медицинского английского для врачей-онкологов или полгода занятий с репетитором для выпускника детского дома. Иногда сотрудники собирают чуть меньше или больше. В любом случае компания удваивает сумму в рамках сбора. Как это работает: представим, что для проекта нужно собрать 100 тысяч рублей. Сотрудники перевели немного больше — 110 тысяч. В этом случае Яндекс вносит от себя еще 100 тысяч (цель сбора). То есть фонд получает 210 тысяч рублей.

Мы считаем, что от такого формата выигрывают все — сотрудники знают, что необходимую сумму в любом случае соберут, а компания может спрогнозировать бюджет. Для фондов — это гарантия, что у проекта будут средства.

Результаты идут в гору

С каждым годом проект набирает обороты — всё больше сотрудников поддерживают инициативу, потому целевые суммы растут. За период с 2021 по 2024 год мы собрали и отправили в сумме около 4.3 млн рублей. А по предварительным оценкам только в этом году в фонды передадут более 4.8 млн рублей. На рост показателей напрямую влияет наша работа над повышением эффективности коммуникации внутри компании. Например, в этом году мы сделали общий сбор для тех, кто хочет помочь, но не может выбрать проект. С этого сбора все средства равномерно распределяются на все проекты. Сейчас на общем счёте собрано уже 600 тысяч рублей. Кроме того, мы создали мобильную версию сайта и адаптировали корпоративное приложение для сотрудников, чтобы пользователям было легче авторизовываться на Ёлке. Нужно просто кликнуть на баннер и задонатить, а данные сотрудника подгружаются автоматически.

Так как проект Ёлки рассчитан на месяц, обычно мы делаем несколько заходов коммуникации и понимаем пиковые даты, когда особенно важно поддерживать информирование об акции.

Второй фактор, отразившийся на росте донатов — создание разных сообществ по интересам среди сотрудников. Внутри Яндекса есть большое количество комьюнити по интересам — экологическое, родительское, любители животных, кино и др. В каждом мы рассказываем про ёлку с точки зрения интересов и ценностей, которые близки конкретной аудитории. Например, в экологическом сообществе рассказываем о проекте, связанном с раздельным сбором мусора, а в родительском — о том, что можно вместе с ребенком купить ёлочную игрушку в магазине Яндекса. 5% с продажи каждой игрушки также идут на проекты Ёлки.

Расширяется и количество благотворительных проектов — в этом году их 15. Каждый год в акции участвуют новые организации из разных регионов России. Например, есть фонд «Счастливые дети» — он организует подготовку нянь для детей-сирот в больницах. Или фонд «Развитие», который помогает организовать занятия для детей с ментальными особенностями.

Планов по развитию проекта по-прежнему много — каждый год со свежими идеями к нам приходят сотрудники. Часть из них после обработки мы внедряем в нашу Ёлку и другие проекты, связанные с филантропией. Во многом сбор обратной связи от коллег — один из ключевых факторов, которые способствуют росту таких проектов.


Готовы поделиться своим опытом с профессиональным сообществом? Напишите Илье Фирсанову, главному редактору Ривелти.Абажур — i.firsanov@rivelty.ru.

 

Правила использования материалов статьи

Любое использование изображений и данных из настоящей статьи возможно только со ссылкой на источник — «Ривелти» — и ссылкой на эту статью —https://abazhur.rivelty.ru/Yandex-cifrovaya-elka-vozmozhnostey/. Не допускается изменение данных и корректировка изображений. Подробнее о правилах использования

Вам также может быть интересно

#внутренниекоммуникации #интранеткейсы
Статьи на тему
Ривелти.Исследование 2024: цифровой комфорт сотрудника. Опыт 90+ крупных компаний
Ривелти.Исследование 2024: цифровой комфорт сотрудника. Опыт 90+ крупных компаний
Результаты девятого ежегодного исследования рынка
«Зарплаты становятся больше, но этого уже недостаточно для заботы о сотрудниках»
«Зарплаты становятся больше, но этого уже недостаточно для заботы о сотрудниках»
Роль человекоцентричности в поиске и удержании талантов и инструменты, которые делают бизнес по-настоящему «человечным»
Благотворительность, от которой выигрывают все
Благотворительность, от которой выигрывают все
Только проверенные рекомендации, как помочь, а не навредить
«Креатив — это не магия»: как организовать мероприятие на 10 из 10
«Креатив — это не магия»: как организовать мероприятие на 10 из 10
Мария Богданова, генеральный директор ивент-агентства Team for Dream, о том, как организовать идеальный корпоратив, выстроить работу с подрядчиком и где искать вдохновение для креативной концепции.